Город Кара́чев никогда не карачился

Один из древнейших русских городов – Кара́чев возник на территории славянского племени вятичей. Хотя первое письменное упоминание о Карачеве, согласно Ипатьевской летописи, относится к 1146 году, существует мнение, что он на 100 лет старше. Предположение основано на том, что к моменту описания Карачева он уже был довольно значительным городом Северского княжества. В Ипатьевской летописи упоминается Карачевский детинец, который располагался на высоком правом берегу реки Снежеть в южной части современного города.

Вид на собор Михаила Архангела. Старая почтовая открытка

Сегодня на месте древнего городища находится собор Михаила Архангела, история которого восходит к XII веку. Одним из храмов древнего кремля Карачева был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты. После Смутного времени  в 1621-26 годы на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший до середины XVIII века. В 1745 году он был заменён каменным. В последующие годы были устроены приделы: Страстной Богоматери в 1768 году, Димитрия Ростовского в 1809 году, Богоматери «Взыскания погибших» вместе с трапезной в 1844 году и, наконец, придел во имя Великомученика Георгия Победоносца в 1848 году.

Старая почтовая открытка

Главной святыней храма Михаила Архангела является икона Божией Матери «Страстная», которая первоначально находилась в Карачевском Введенском монастыре, после упразднения которого в ХVIII столетии перешла в соборный храм. Почитание иконы связано с избавлением императрицы Елизаветы Петровны от болезни глаз. После моления перед этой иконой императрица получила благодатное исцеление. Закрытый в 1938 году храм был возвращен верующим в 1989 году, когда в нём начались восстановительные работы.

Старая почтовая открытка

О происхождении названия города Карачева, который в древнерусских летописях писался как Корачев, существует несколько версий. По мнению академика Д.С. Лихачева, название города имеет в своей основе праславянское слово «кърк», славянское «корка» или «корач», от которого происходит слово Корачун – божество, связанное с днем зимнего солнцеворота, способное вызвать плодородие и урожай в новом году. Второй вариант – название города имеет тюркскую основу «кага» — черный, и тогда «Карачев» в переводе с тюркского означает «чёрный лес», однако название города утвердилось ещё задолго до татарского нашествия. Есть еще интересный вариант, предложенный на основе былин и преданий, что якобы конь Ильи Муромца окарачился в этих местах при свисте Соловья-разбойника.

Старая почтовая открытка

Первоначально Карачев находился на территории Черниговского княжества, которое в 1239 году было опустошено монголо-татарами и распалось на ряд самостоятельных княжеств. В результате этого в 1246 году Карачев становится самостоятельным центром удельного Карачевского княжества. Однако в середине XIV века попадает под власть Великого княжества Литовского. В 1500 году Карачев входит в состав Московского государства и становится сторожевым городом-крепостью, охраняя южную границу со стороны Крыма.

Старая почтовая открытка

В результате административной реформы Петра I в 1708 году Карачев в 1719 году был приписан к Киевской губернии, потом вошел в состав Севской провинции, а с 1727 года — в состав Белгородской губернии. При императрице Екатерине II Карачев в 1871 году получил свой герб и новый архитектурный план застройки, утвержденный императрицей для уездных городов России. В 1778 году Карачев становится вплоть до революции 1917 года уездным городом Орловской губернии. В состав Брянской губернии, которая с 1944 года стала областью, город вошел в 1920 году.

Старая почтовая открытка

Главной улицей Карачева была Козельская улица (ныне Советская), с которой начинался торговый путь на город Козельск и дальше шел в Москву. Она была застроена кирпичными одно- и двухэтажными купеческими особняками, и здесь находилась Городская дума, а также уездное полицейское управление и типография. Второй центральной улицей была Большая Дворянская улица (ныне Первомайская), где располагался Общественный банк, казначейство, городская и земская управы, почта, суд, Никольская и Благовещенская церкви, при которых существовали приходское и церковно-приходское училища.

Старая почтовая открытка

Вообще, в Карачеве к образованию относились серьёзно, и после утверждения в 1786 году императрицей Екатериной II «Устава народных училищ» в Карачеве 15 августа 1789 года открылось малое народное училище, преобразованное в 1822 году в уездное училище, а в 1874 году училище стало мужской гимназией. На выделяемые 15% земского бюджета в Карачеве перед революцией действовали мужская и женская гимназии, учительская семинария, два высших начальных училища, мужское и женское приходские училища и девять церковно-приходских школ.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (не сохранилась). Старая почтовая открытка

Заметим, что после завоевания Крыма и создания Новороссии в конце XVIII века Карачев утратил свои оборонительные функции и зажил гражданской жизнью. В городе получило развитие пеньковая промышленность, продукция которой удовлетворяла не только потребности уезда, но и вывозилась за его пределы. В 1868 году через Карачев прошла Орловско-Витебской железная дорога, которая соединила Орёл с Брянском, и в городе была открыта железнодорожная стация. Это подтолкнуло экономическое развитие Карачева. К тому же на второе место по значению после пеньковой промышленности вышла маслобойная, а конопляное масло стало одним из главных предметов экспорта города.

Старая почтовая открытка

После революции в Карачеве были построены шпагатная и картонная фабрики, ряд фабрик по первичной обработке волокна, а также маслозавод, обозный завод, получило развитие мебельное производство. Из более десяти церквей сохранилась половина, но только три из них действующие — это уже упомянутый собор Михаила Архангела, церковь Всех Святых и церковь Николая Чудотворца.

Воскресенская церковь. Старая почтовая открытка

Сегодня практически в самом Карачеве, в селе Бережок, находится Воскресенская церковь, располагавшаяся с XVI века на территории так называемой «Тихоновой пустыни». Пустынь являлась Воскресенским мужским монастырем, основанным преподобным Тихоном Карачевским, который по записи в сходнике Воскресенского монастыря умер 1 августа 1609 года. Монастырский храм Воскресения, построенный в начале XVIII века на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, в 1745 году числился уже каменным. В 1764 году монастырь по распоряжению правительства был упразднен и возрожден в 2004 году. Церковь Воскресения, по архитектурному решению напоминающая «Нарышкинское барокко», все это время была приходской и своим нарядными деталями хорошо вписывалась в оживленный шум летних ярмарок, проходивших здесь в XIX веке.

Старая почтовая открытка