Собачья площадка или просто «Собачка»

«На Собачьей площадке собаки не лают,

Над Собачьей площадкой погасли огни,

Над Собачьей площадкой облака проплывают,

Ты на них, улыбаясь, взгляни».

Александр Городницкий

Шестьдесят лет назад в результате прокладки Нового Арбата, который с 1963 по 1990 год назывался проспектом Калинина, с карты Москвы исчезла Собачья площадка, а также еще ряд улиц и переулков или их частей. Не стало совсем Кречетниковского и Собачьего переулков, изменилась улица Большая Молчановка, Дурновский переулок, ныне Композиторская улица, пострадали Большой и Малый Николопесковские, Серебряный и Кривоникольский переулки, а Трубниковский переулок был разрезан на две части.

Хотевский план Москвы 1852 года

Когда-то эта площадь образовалась при пересечении под острым углом Кречетниковского с Дурновским переулком и была настолько маленькой, что получила название площадки. Во времена правления царя Ивана Грозного район Москвы от Остожья до современной Большой Никитской улицы был причислен к опричнине, то есть входил в личный удел царя. Для того времени территория была обширной, и здесь своими слободами селились мастеровые, которые обслуживали царский двор.

Царь Иван Грозный, фрагмент картины В.М.Васнецова, 1897 год

Самой известной сейчас является Поварская слобода, но ей не уступают такие существовавшие рядом слободы как Трубная, Стрелецкая или Кречетная, названия которых переходили в названия улиц и переулков. Возможно, и площадка получила название «Собачья» благодаря царским собачьим дворам и псарням, находившимся когда-то здесь.

Плана Москвы 1739 года с указанием Собачьей площадки

Однако впервые Собачья площадка появилась на картах Москвы в 1768 году, хотя краеведы считают годом её появления 1739 год, несмотря на то, что на плане 1739 года указана лишь развилка улиц под острым углом, да и построенные на ней дома долгое время имели нумерацию по выходящим на неё переулкам. Есть мнение, что название площадка получила в связи с нахождением здесь в XIX веке охотничьего рынка, хотя после пожара Москвы 1812 года сформированный ансамбль площади уже считался престижным и был застроен дворянскими усадьбами в ампирном стиле.

Портрет А.М.Тургенева с дочерью Ольгой. Акварель К.А.Горбунова 1839 год

Так на пересечении сразу четырех переулков: Кречетниковского, Дурновского, Борисоглебского и Большого Николопесковского был построен особняк для статского советника Федора Михайловича Тургенева, старший брат которого, Александр Михайлович, участвовал в Бородинском сражении, потом в 1813 году — в заграничном походе, был губернатором Тобольска, затем Казани, занимал ряд других должностей и оставил после себя печатавшиеся на страницах «Русской старины» с 1885 по 1895 год мемуары, благодаря которым и известен.

Здание «Комитета Христианской помощи раненым и больным воинам» на Собачей площадке.
Старое фото начала ХХ века

Но в 1883 году на месте особняка выросло трехэтажное кирпичное здание, построенное для «Комитета Христианской помощи раненым и больным воинам», который был учрежден еще в 1877 году полковником А.Н.Вишневским и подчинялся Российскому Обществу Красного Креста. В 1880 году при Комитете в Борисоглебском переулке, 9, в специально построенном здании был организован Александровский приют для солдат и калек, получивших увечья во время русско-турецкой войны, а в 1883 году на Собачей площадке в здании Комитета открыли лечебницу имени князя В.А.Долгорукова.

В 1888 году при Александровском приюте была организована подчинявшаяся тоже Комитету Александринская община сестер милосердия, которая занималась исключительно медицинской деятельностью.

Старая почтовая открытка 1915 года

Хотя Долгоруковская лечебница находилась непосредственно на Собачьей площадке, она имела нумерацию дома №1 по Борисоглебскому переулку, и при ней действовали туберкулёзный диспансер и пункт неотложной помощи. В 1896 году здесь открылась под патронажем Александринской общины поликлиника имени великой княжны Ольги Николаевны.

Профессор В.Ф.Снегирев (1847-1916)

В этой клинике работал и давал консультации основоположник гинекологии, заслуженный профессор Московского университета В.Ф.Снегирев. Поэтому после революции здесь вплоть до сноса в 1963 году находились больница №15 и поликлиника №25 Фрунзенского района Москвы, носившая его имя.

Композиторская улица и Собачья площадка. Старая почтовая открытка середины ХХ века

Ориентируясь на городскую карту района Собачьей площадки, скажем, Хотевский план Москвы 1852 года, где хорошо видны здания и владения, и используя имеющуюся фотографию с видом Собачьей площадки со стороны Собачьего переулка – узкой части Собачьей площадки, с видом на Долгоруковскую лечебницу, то слева от здания лечебницы можно увидеть усадебный дом, владение 25 или, по нумерации советского времени, дом №7 по Композиторской улице, известный как дом А.С.Хомякова.

Дом А.С.Хомякова. Старое фото начала ХХ века

Небольшой двухэтажный особняк с боковыми флигелями был построен для дворян Веригиных в начале XIX века, пережил пожар 1812 года, лишь подвергшись, по-видимому, необходимому ремонту, когда был приобретен князем Борисом Андреевичем Лобановым-Ростовским.

Князь А.Б.Лобанов-Ростовский (1824-1896)

Об этом свидетельствует рассказ о юношеских годах одного из сыновей князя, Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского – будущего министра иностранных дел Российской империи, приведенный на третьей странице в книге В.Теплова от 1897 года.

«Дѣтство его прошло въ Москвѣ, гдѣ у его родителей былъ собственный домъ на Собачьей площадкѣ (купленный у г-жи Веригиной), нынѣ принадлежащей М. А. Хомяковой; тамъ, въ верхнемъ этажѣ флигеля (лѣваго, если стать предъ домомъ) помѣщался онъ съ Французомъ—гувернеромъ Деманжо (m-r Demangeot), съ малолѣтства привившимъ ему ту симпатію къ Франціи, которою онъ отличался впослѣдствіи.»

Иллюстрация из книги В.Теплова

В середине 1840-х годов эту усадьбу приобрёл Алексей Степанович Хомяков – потомок древнего дворянского рода, основоположник славянофильства, русский богослов, философ, поэт, художник и публицист, выступавший за отмену крепостного права.

А.С.Хомяков (1804-1860). Автопортрет 

У него в доме бывали А.И. Герцен, Н.В. Гоголь, Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев, братья Константин и Иван Аксаковы, братья Иван и Петр Киреевские, поэт Н.М. Языков, на сестре которого был женат Хомяков, и многие другие творческие личности. Для этих встреч рядом с кабинетом хозяина находилась диванная комната, или «говорильня», — место горячих споров славянофилов с западниками. В это время Хомяков работал над своим фундаментальным трудом «Семирамида», название которому было предложено Гоголем, но труд остался безымянным и незаконченным из-за внезапной кончины автора.

Дом Хомякова в 1960-е годы. Старое фото

Эта усадьба принадлежала семейству Хомяковых до самой революции 1917 года. После революции усадебный дом был национализирован, лишился ампирного декора, и в 1920 году в нем открылся «Музей быта 1840-х». Через десять лет музей закрыли, а здание отдали музыкальной студии Гнесинского училища.

Здание Гнесинского училища. Фото середины ХХ века

Следующий дом №5 по Композиторской улице, или владение 26, известно тем, что сюда в 1900 году переехало Гнесинское училище, которое и находилось здесь до переезда в 1947 году на Поварскую улицу, называвшуюся тогда улицей Воровского.

Идея основать училище зародилась еще в 1890-х годах у Евгении Гнесиной, к которой присоединились другие сестры, Елена и Мария, а впоследствии и Елизавета с Ольгой – все были выпускницами Московской консерватории. Это начинание, открытие музыкального училища, поддержал учитель Евгении и Елены Гнесиных В.И.Сафонов – директор Московской консерватории в то время.

Сестры Гнесины

Первоначально в училище преподавали только сами сестры, но впоследствии стали приглашаться и другие музыканты. Сначала стал вести классы гармонии и энциклопедии композитор Рейнгольд Глиэр, а в 1910 году пришли в училище такие композиторы и педагоги как Георгий Конюс, Александр Гречанинов, Евгений Богословский.

Р.М.Глиэр (1874-1956)

В основу методики были положены классические принципы русской музыкальной педагогики. Пять сестер Гнесины, будучи виртуозными скрипачками и пианистками, посвятили свою жизнь педагогической деятельности, а Елена Фабиановна Гнесина была бессменным директором учебного заведения.

Е.Ф. Гнесина (1874-1967)

После революции, благодаря поддержке А.В. Луначарского, сестры смогли сохранить училище, и в июле 1919 года по решению Наркомпроса оно стало государственным и получило название «Вторая московская государственная музыкальная школа». В 1923 году по инициативе брата, Михаила Фабиановича Гнесина, открылся композиторский отдел.

М.Ф. Гнесин (1883-1957)

В связи с увеличением количества учащихся Гнесинскому училищу, тогда имевшему статус техникума, было отдано здание по соседству — дом Хомякова на Собачьей площадке. В 1937 году встал вопрос о постройке нового здания для училища, но война нарушила планы. Начатое было строительство на улице Воровского напротив Борисоглебского переулка возобновилось в 1943 году, и основная часть главного корпуса была готова к 1946 году. Переехав в основное здание, Гнесинское училище сохраняло за собой до 1962 года и эти здания на Собачьей площадке.

Вид Собачьей площадки в сторону Собачьего переулка. Старое фото начала ХХ века

Напротив здания Гнесинского училища в 1897 году на Собачьей площадке был построен особняк в стиле модерн с псевдоготическим фасадом для купца Константина Митрофановича Мазурина, который был сыном богатого текстильного фабриканта из Реутова. Он был женат на Елизавете Григорьевне из купеческой семьи Голиковых, которая, забрав детей, в 1899 году ушла от него к Павлу Павловичу Рябушинскому.

Особняк Мазурина. Старая почтовая открытка начала ХХ века

Дело в том, что несмотря на солидное наследство, Константин Митрофанович совсем не занимался бизнесом, а увлекался в то время пением и даже разработал собственную методику преподавания вокала, писал стихи и выпустил несколько стихотворных сборников, но признания ни на одном поприще не получил.

К.М.Мазурин (1866-1959)

Его постигла трагедия, когда он женился вновь:  жена умерла в родах вместе с ребенком. В связи с этим Мазурин поступил в Московский университет на медицинский факультет, по окончании которого с 1909 года работал врачом-гинекологом в амбулатории при клинике имени князя В.А.Долгорукова на Собачьей площадке, а также содержал собственную небольшую лечебницу на Неглинке. После революции вместе с третьей женой, Лидией Михайловной, он уехал в Белград, где до конца жизни проработал врачом.

Особняк Мазурина (справа) на Собачьей площадке. Старая почтовая открытка середины ХХ века

По неподтвержденным данным, особняк в 1904 году то ли купил, то ли арендовал Леонид Михайлович Савёлов — исследователь истории российского дворянства, общественный деятель, мемуарист и коллекционер, приехавший в Москву, когда по работе был причислен к Министерству внутренних дел. Будучи действительным статским советником, он был назначен в 1916 году Холмским губернатором. Уезжая из Москвы, он передал все собранные материалы своей частной коллекции вместе с библиотекой в Исторический музей. Леонид Михайлович был убежденным монархистом, поэтому не принял ни Февральскую, ни Октябрьскую революции и эмигрировал сначала в Грецию, а затем в США.

Л.М. Савёлов (1868-1947)

В итоге перед революцией особняком владел некий купец Савельев, возможно, тот «чудак», который описан у В.А.Гиляровского в книге «Москва и москвичи» как любитель бывать на «вторничных» обедах в купеческом клубе.

Дом Союза Композиторов. Старая почтовая открытка середины ХХ века

После революции в этом особняке расположились Музыкальный фонд и Союз Композиторов, благодаря которым неблагозвучные, с точки зрения городских властей, названия Дурновский и Собачий переулки, были заменены на благозвучную Композиторскую улицу. Официально произошло это в 1952 году.

Кадр из фильма «Каток и скрипка»

В 1960 году особняк Мазурина попал в кадр дипломного короткометражного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка», где его выдают за музыкальную школу, в которой учится главный герой. Фильм снят на цветную пленку, которая сохранила для нас вид здания за два года до его сноса.

Дом статской советницы А.А.Ренкевич, в левом флигеле которого снимал квартиру С.А.Соболевский. Старое фото  (Смотреть на карте)

И последний дом, а, точнее, все-таки усадьба (потому что состояла из нескольких строений) на Хотевском плане имеет номер владения 66, а по поздним картам — Собачья площадка, 12. Выходила усадьба своим левым флигелем (если смотреть на главный дом) на угол Борисоглебского переулка, имела по нему номер 2 и принадлежала в начале XIX века статской советнице Александре Александровне Ренкевич. А.А.Ренкевич, урожденная Пашкова, была внучкой одного из богатейших купцов России XVIII века И.С.Мясникова – владельца горных заводов на Урале, о чем упоминает Степан Петрович Жихарев в своих дневниках-письмах, изданных как «Записки современника».

Е.Е. Ренкевич (1772 -1834)

Сегодня фамилия Ренкевич, которая в письме С.А.Соболевского встречается даже как Ринкевич, известна как Рынкевич в связи с тем, что потомки этой дворянской фамилии в 1891 году добились от Департамента Герольдии изменения одной буквы в своей фамилии. Но в 20-е годы XIX века А.А.Пашкова была замужем за Московским вице-губернатором того времени Ефимом Ефимовичем Ренкевичем. Кстати, в сохранившихся записях некрополя Новодевичьего монастыря, где они все похоронены, сохранилось написание фамилии именно как Ренкевич.

А.С.Пушкин и С.А.Соболевский. Акварель П.Соколова и К.Брюллова

Левый угловой флигель усадьбы Александры Александровны Ренкевич, выходивший на Борисоглебский переулок, во второй половине 1820-х арендовал Сергей Александрович Соболевский — библиофил и библиограф, однокашник младшего брата А.С.Пушкина, Льва, по Благородному пансиону в Петербурге. С ним Александр Сергеевич был знаком еще по Петербургу с 1818 года.

Дом статской советницы А.А.Ренкевич. Старое фото середины ХХ века

Вот у Соболевского с декабря 1826 и по май 1827 года и гостил Александр Сергеевич, вернувшись из Михайловской ссылки в Москву. По донесению III отделения, Соболевский «возил его по трактирам, поил и кормил за свой счёт», знакомил с московской литературной публикой. Недаром через сорок лет, проезжая мимо этого флигеля, Соболевский писал М.П.Погодину: «Мы ехали с Лонгиновым через Собачью площадку; сравнявшись с углом ее, я показал товарищу дом Ринкевича (ныне Левенталя), в котором жил я, а у меня Пушкин; сравнялись с прорубленною мною дверью на переулок — видим на ней вывеску: продажа вина и прочее… Вылезли из возка и пошли туда. Дом совершенно не изменился в расположении: вот моя спальня, мой кабинет, та общая гостиная, в которую мы сходились из своих половин и где заседал Александр Сергеевич… Вот где стояла кровать его… вот то место, где он выронил (к счастию — что не в кабинете императора) свои стихотворения о повешенных, что с час времени так его беспокоило, пока они не нашлись!!! Вот где собирались Веневитинов, Киреевский, Шевырев, вы, я и другие знаменитые мужи, вот где болталось, смеялось, вралось и говорилось умно!!! …Советую газетчику обратить внимание публики на этот кабак. В другой стране, у бусурманов, и на дверях сделали бы надпись: здесь жил Пушкин! — и в углу бы написали: здесь спал Пушкин!» 

Дом статской советницы А.А.Ренкевич. Старое фото середины ХХ века

Итак, в середине XIX века, как свидетельствовал Соболевский, усадьба числилась за статской советницей Левенталь, женой Густава Осиповича Левенталя — доктора медицины и российского врача прусского происхождения, оставшегося в России после Наполеоновских войн, а флигель был сдан в аренду под винную лавку.

На главном доме усадьбы А.А.Ренкевич видна памятная доска о жизни В.И.Ленина здесь.
Фото середины ХХ века

В конце XIX – в начале XX века усадьба числится за Сергеем Васильевичем Романовским, у которого в главном доме снимала несколько комнат М.А.Ульянова — мать В.И.Ленина. Она проживала здесь вместе с дочерью Анной Ильиничной Елизаровой и зятем. Есть также данные, что вместе с ними одно время жил и младший сын Дмитрий Ульянов. В 1897 году по пути в ссылку в этом доме у матери останавливался Владимир Ильич. В связи с этим на доме вплоть до его сноса имелась памятная доска с хорошо узнаваемым профилем.

Дом статской советницы А.А.Ренкевич с видом левого флигеля. Старое фото середины ХХ века

К концу XIX века винная лавка, про которую писал еще Соболевский в шестидесятые годы XIX века, была преобразована в питейное заведение, а в веке двадцатом здесь сначала была керосиновая лавка, а после войны – хозяйственный и продовольственный магазины.

Фонтан в центре Собачьей площадки. Старое фото середины ХХ века

Закончим описание Собачей площадки рассказом о фонтане, про который нельзя не вспомнить. По одной из версий, фонтан поставили на собственные средства в 1910 году потомки Хомякова напротив своего дома для красоты. Версии о том, что это был либо водоразборный фонтан, либо служил для водопоя лошадей, а еще, как вариант, что некий барин так увековечил память о своей любимой собачке, скорее всего, маловероятны.

В советские годы фонтана уже не было, а была клумба с оставшейся от фонтана колонной, на которой оставались головы не то собак, не то львов, а в последние годы вообще все заштукатурили и забетонировали. Сам же маленький скверик, образовавшийся впоследствии вокруг фонтана на Собачьей площадке, был весьма уютным, там гуляли дети и отдыхали старики.