Купцы-«самодуры».

Первые купцы на Руси появились еще в конце IX – начале X века, но правовое положение купеческого сословия к началу правления Петра I оставалось сложным и неопределенным. Указом Петра I от 27 октября 1699 года после возвращения Великого посольства в Москву предписывалось «всяких чинов купеческим людям торговать так же, как торгуют иных государств торговые люди». Тем не менее эпоха петровских преобразований не принесла существенных облегчений формировавшемуся купечеству. Указы не отличались последовательностью и носили потребительский характер, основывавшийся на максимальном использовании купеческих капиталов для государственных нужд.

Кустодиев_купец

Картина Б.Кустодиева «Купец»

Вот как писал о купечестве в своем трактате «О скудости и богатстве» первый российский экономист-теоретик И.Т.Посошков: «Купечество в ничтожность повергать не надобно, понеже без купечества ни каковое, не токмо великое, но ни малое царство стояти не может», — при этом добавляя, что «…а еще бы в купечестве самая христианская правда уставилася, …и цену б брали по пристоинству товара прямую настоящую, … не обманывали бы». На самом деле дела обстояли, по-видимому, еще хуже.

Костомаров

Николай Иванович Костомаров
(1817-1885)

Так продолжалось весь XVIII век. Российский историк Н.И.Костомаров, ссылаясь на иностранных путешественников, пишет, что те «описывают русских купцов большими плутами». Однако, тут же отмечает, что: «Не должно приписывать плутоватость русского торговца какой-нибудь народной порче», — объясняя, что «торговля, как и всякая другая ветвь человеческой образованности, проходит различные положения. В первобытные времена она была соединена с разбоями и набегами. На низкой степени цивилизованного общества она неразлучна с коварством и обманом и, чем выше общество становится на пути нравственного и умственного образования, тем более и торговые отношения принимают характер честности».

Тильзитский_мир

Подписание Тильзитского мира. Старая гравюра

И вот в начале XIX века произошло, казалось бы, неприятное для России событие: заключение Тильзитского мирного договора между Александром I и Наполеоном в 1807 году, по которому Россия была обязана отказаться от союза с Англией. На самом деле это привело к тому, что русские текстильные фабрики, избавленные от английской конкуренции, стали бурно развиваться. Это создало благоприятные условия для быстрого роста промышленности. Купцы становились промышленниками.

Товарный_ярлык_морозовых

Товарный ярлык Морозовых

Одним из таких купцов-промышленников — основателем Никольской мануфактуры «С.Морозова сын и Ко» и родоначальником мануфактурно-промышленной династии Морозовых стал крепостной крестьянин помещика Н.Г.Рюмина села Зуева Богородского уезда Московской губернии — Савва Васильевич Морозов (1770–1860). Женившись и получив за женой приданое в пять золотых рублей, он открыл шелкоткацкую мастерскую, и через 23 года ему удалось выкупить себя и всех пятерых своих сыновей из крепостной зависимости за баснословную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями.  У него было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления Морозовского дела:

Елисей и сын Викула — Орехово-Зуевской,

Захару Саввичу принадлежали Богородско-Глуховские фабрики,

Абраму Саввичу — Тверские,

Иван Саввич вышел из семейного дела,

Тимофей Саввич стал владельцем Никольской мануфактуры.

Алексей_Викулович_Морозов

Алексей Викулович Морозов
(1857-1934)

Потомок старшей ветви Алексей Викулович Морозов передал в 1900 году дела по управлению Орехово-Зуевским производством брату Ивану и сосредоточился на коллекционировании. Собирал он фарфор, гравюры и иконы, но наиболее известен тем, что открыл в Москве музей фарфора в собственной усадьбе во Введенском переулке (ныне Подсосенский пер. 21), построенной в 1878-1879 годах по проекту М.Н.Чичагова и унаследованной от отца. Усадьба была перестроена, и особняк приспособлен Ф.О.Шехтелем для хранения и демонстрирования коллекций.

Подсосенский_переулок

Вид усадьбы  А.В. Морозова во Введенском переулке. Старое фото

В 1918 году коллекция А.В. Морозова была национализирована. В результате многих советских преобразований многочисленные предметы коллекции разошлись по разным российским музеям: иконы были поделены между Историческим музеем и Третьяковской галереей, коллекция гравюр перешла в графический отдел Музея изящных искусств им. А.С.Пушкина, а старинное русское серебро и миниатюры попали в собрание Оружейной палаты. Собрание фарфора хранится в фондах Государственного музея керамики «Усадьбы Кусково XVIII века».

Подсосенский

Особняк Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке. Современное фото

Потомок средней ветви Морозовых, Михаил Абрамович, по прозвищу «джентльмен», был коллекционером живописи, дружил и поощрял многих художников, был автором трудов по истории. Его жена Маргарита Кирилловна Морозова, в девичестве Мамонтова, считалась первой красавицей Москвы: с нее М.Врубель написал царевну-лебедь.

Врубель_царевна_лебедь

Картина М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

В 1892 году приобрел у чаеторговца К.С.Попова усадьбу в Москве на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка и по проекту архитектора В.А.Мазырина в 1894 году в очередной раз перестроил её под свои нужды. Этот особняк с полукруглой террасой, обрамлённой колоннами, с зимним садом сохранился до наших дней.

Смоленский_бульвар

Особняк Михаила Абрамовича Морозова на Смоленском бульваре. Старое фото

Внешний вид дома относится к эклектике, стилю неогрек, а интерьер выдержан в стиле ампир. Во второй половине прошлого века там был Дом пионеров, а сейчас здание принадлежит банку. Московская легенда уверяет, что младший брат Михаила, Арсений, побывав в гостях у старшего брата, заявил, что поручит создать для него самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно, что потом будет… Мой же дом будет стоять вечно».

Фрагмент портрета кисти В. А. Серова

Михаил Абрамович Морозов. Фрагмент портрета кисти В.А.Серова
(1870-1903)

Михаил Абрамович прожил недолго, несколько пренебрежительно отнесясь к своему здоровью, он умер в 33 года. После смерти мужа его жена стала одной из центральных фигур Серебряного века русской культуры, в усадьбе собирался кружок московской интеллигенции.

В 1910 году Маргарита Кирилловна подарила коллекцию мужа Третьяковке, оставив себе только портрет младшего сына Мики работы В.А.Серова. Дом был продан фабрикантам Ушаковым, от наследства она отказалась в пользу детей.

Серов_портрет_мики_морозова

В.А.Серов портрет «Мики Морозова»

Средний брат, Иван Абрамович Морозов, в начале взял на себя руководство тверскими фабриками, так как братья — Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом. Но в начале XX века он перебрался в Москву, купил старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке 21, перестроил её и заинтересовался современной живописью, заразившись коллекционированием у старшего брата.

Улица Пречистинка в Москве. Россия

Улица Пречистенка. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Реконструкция дома была осуществлена по проекту архитектора Льва Кекушева, который предложил создать в том числе и комнату «на всякий случай», чтобы можно было спрятать коллекцию.Иван_Абрамович_Морозов1

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

В начале Иван Абрамович собирал картины современных русских художников. За 15 лет он купил более 300 работ русских мастеров, но особой страстью Ивана Морозова стала французская живопись. В 1918 году коллекция И.А.Морозова была тоже национализирована.

Особняк_Ивана_Абрамовича_Морозова_времен_Музея_нового_западного_искусства

Особняк И.А.Морозова времен музея нового западного искусства. Старое фото

Благодаря ему российские музеи сейчас обладают одним из богатейших в мире собраний французских импрессионистов и постимпрессионистов в мире. До 1948 года в особняке на Пречистенке существовал музей новой западной живописи, а после въехала Академия художеств СССР. Сейчас там находится Российская академия художеств.

Арсений_Абрамович_Морозов

Арсений Абрамович Морозов (1874-1908)

Арсений же Морозов, пообещав брату построить «самый необычный дом в Москве», никак не мог определиться, что он именно хочет. Все предлагаемые проекты ему не нравились. В результате было решено отправиться в путешествие по Европе в поисках вдохновения. Поехал Арсений не один, а с приятелем, архитектором В.А.Мазыриным, потому что никому, кроме него, не хотел поручать строительство. Путешественники побывали во Франции, Испании, Португалии…

Пена2

Замок Пена в Синтре (фрагмент). Современное фото

Приехав в португальский город Синтру, они увидели фантастические места, воспетые еще Байроном, и замок Пену, построенный на горе Круц-Альта в стиле мануэлино. Строительство осуществил принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, женившись на овдовевшей королеве Португалии Марии II. В силу того, что по статусу Фердинанд II (Фернанду II) считался королем-консортом, он предпочитал держаться подальше от политической жизни и посвящал себя искусству. Португальцы прозвали его «Король-Художник».Фердинанд II

Фердинанд герцог Саксен-Кобург-Готский
(1816-1885)

Это была летняя королевская резиденция, построенная по проекту горного инженера и архитектора Людвига Фон Эшвега. Возможно, он был вдохновлен эскизами строящегося тогда замка Нойшванштайн баварского короля Людвига II, родственника Фердинанда II. От этого стиля веет с одной стороны монументальностью, а с другой стороны — роскошью: подковообразные и стрельчатые арки, витые колонны, белоснежные башенки, украшенные резьбой по камню, растительные и геометрические орнаменты – всё это завораживает взгляд.

Вид на замок Пена и крепость Мавров

Замок Пена (слева) и крепость Мавров в Синтре. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Правда, исходя из того, как это выглядит на старых цветных почтовых открытках начала двадцатого века, такие яркие краски фасадов и стен замка, которые мы наблюдаем сегодня, появились совсем недавно.

Пена3

Общий вид замка Пена в Синтре. Современное фото

По возвращении в Москву Виктор Мазырин представил проект дома-замка, который стал отголоском португальского чуда. Свобода средств Арсения Морозова способствовала свободе творчества архитектора.

Но особняк был принят московской публикой в штыки. Дом назвали образцом безвкусия, а по окончании строительства на Воздвиженке, в 1899 году, шквал критики только усилился. Появились в газетах разгромные статьи, карикатуры и злые шутки. Московская легенда приписывает матери Арсения, Варваре Алексеевне, слова: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Даже Лев Николаевич Толстой не оценил строение, высказав неодобрительные слова по поводу этого дворца в романе «Воскресение».

Воздвиженка, дом Морозова. Москва

Улица Воздвиженка, дом купца А.Морозова. Москва. Старая дореволюционная почтовая открытка

Сам же Арсений на слухи никакого внимания не обращал, и в доме закатывались грандиозные приемы. Двоюродный дядя хозяина, заядлый театрал Савва Тимофеевич Морозов, любил приезжать в этот «мавританский» особняк с гостями. В их числе бывал и Максим Горький с Фёдором Шаляпиным.

Но прожил хозяин в своем экзотическом доме недолго. Смерть Арсения Морозова была необычна – он погиб в возрасте 35 лет, прострелив на спор себе ногу из ружья.

Воздвиженка

Дом приемов Правительства Российской Федерации. Современное фото

Особняк же, действительно, как и обещал Арсений Морозов, сменив в течение XX века многих владельцев, побывав театром Пролеткульта, посольством и полвека Домом дружбы, в ХХI веке получил высокий статус Дома приемов правительства Российской Федерации.

Савва_Морозов

Савва Тимофеевич Морозов
(1862-1905)

Самым известным ответвлением семьи стали дети младшего сына Саввы — Тимофея Саввича Морозова (1823–1889), который стал главным распорядителем капитала отца. У Тимофея Саввича было пятеро детей. Старшим сыном Тимофея и был тот самый знаменитый Савва Морозов, двоюродный дядя Михаила, Ивана и Арсения, который любил наведываться к своему племяннику Арсению в особняк на Воздвиженке.

Здание МХТ в Камергерском переулке

Здание МХТ в Камергерском переулке. Старая дореволюционная почтовая открытка

Хотя многие Морозовы прославились своим меценатством и коллекционированием, он прославился как выдающийся меценат, как один из основателей Московского художественного театра, как друг К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Фёдора Шаляпина и Максима Горького, Исаака Левитана и Александра Бенуа. Не упустил возможности Савва Тимофеевич отметиться и на почве строительства в Москве себе жилища – особняка. Он приобрел в 1893 году старую усадьбу семьи Аксаковых на Спиридоновской улице и поручил строительство и обустройство особняка для любимой жены Зинаиды, на которую его и записал, молодому, начинающему архитектору Федору Шехтелю.

Особняк Саввы Морозова на улице Сп

Особняк Саввы Морозова на улице Спиридоновка. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Для Шехтеля эта была первая большая самостоятельная работа. Он предложил несколько проектов, но так как Савва Тимофеевич был известным англоманом – он выбрал стиль английской неоготики. Для работы над убранством интерьеров Шехтель привлек художника М.А. Врубеля. Особняк на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве, и по праву считается шедевром раннего московского модерна.

Дом С. Т. Морозова на Спиридоновке.

Особняк Саввы Морозова на улице Спиридоновка. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Но семейное счастье и в этом особняке было не долгим. Иная любовь разрушила и семью, и деловую карьеру, и душевное здоровье Саввы Тимофеевича, но это другая история. В мае 1905 года Савва Морозов был найден застрелившимся в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор идут споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство. Зинаида Морозова через четыре года продала особняк предпринимателю и еще одному коллекционеру Михаилу Павловичу Рябушинскому, выйдя замуж за генерал-майора свиты Его Императорского Величества А.А.Рейнбота.

ОСОБНЯК МОРОЗОВА НА СПИРИДОНОВКЕ

Особняк Саввы Морозова — Дом приемов МИД. Современное фото

После революции 1917 года особняк на Спиридоновке был национализирован, и в тридцатые годы в нем расположился Дом приёмов иностранных делегаций. Интересно, что в 1996 году здесь проводилось заседание саммита стран Большой восьмёрки.

Шаляпин

Ф.И.Шаляпин — русский оперный певец 
(1873-1938)

В своей книге «Маска и душа» Фёдор Шаляпин написал: «…А мы, просвещенные… гнусаво-критически говорим: «Самодур»… А самодуры тем временем потихоньку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву».