Хорошо на даче!

Рябина, яблоки и мёд,

И август – август уходящий.

Моя душа теперь живёт

На подмосковной старой даче.

Терентий Травник

Известная пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» заканчивается ремаркой: «…и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Да, писатель тонко подмечал тенденции, в том числе и наступление эпохи таких практичных людей, как Лопахин, который собирается вырубить вишневый сад, чтобы на его месте построить дачи и сдавать их в аренду. Лопахин в пьесе живет по закону выгоды, сейчас его назвали бы эффективным менеджером. Но не всё так грустно, ведь недаром Чехов называл эту пьесу комедией.

А.П.Чехов (1860-1904)

Дачное строительство получило широкое развитие в конце XIX – в начале XX века. Многие дворяне, унаследовавшие усадьбы от своих предков, старались расстаться с ними и просто на лето арендовать дачу, потому что содержание усадьбы обходилось намного дороже. Другие, кто был побогаче, видели в дачной жизни что-то мещанское и противопоставляли ей усадебную.

Портрет императора Петра III (1728-1762) работы художника Л.К.Пфандцельта

Усадебная жизнь в России возникла в XVIII веке, а ее расцвет приходился на период, связанный с манифестом от 18 февраля (1 марта) 1762 года императора Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Этот закон расширил сословные права дворян, отменил обязательную гражданскую и военную службу, введённую еще Петром I, и позволил дворянам, уйдя со службы, уехать в свои имения. Началась эпоха грандиозного строительства загородных дворянских усадеб, которая продолжалась более ста лет, оставаясь, правда, привилегией в большей степени аристократии.

Ахтырка. Старинная литография. Неизвестный художник. 1830 год

Что касается Подмосковья, то можно отметить такие усадьбы, запечатленные не без поощрения со стороны их владельцев живописцами тех времен, как Архангельское, Ахтырка, Братцево, Быково, Введенское, Вороново, Горенки, Гребнево, Дубровицы, Кузьминки, Кусково, Люблино, Марфино, Никольское-Урюпино, Останкино, Остафьево, Петровское, Покровское-Стрешнево, Середниково, Троицкое-Кайнарджи и еще многие другие. Возникновение этих усадеб соответствует так называемому периоду Российского просвещения. В этих усадьбах наиболее проявлялись культурные интересы их владельцев. Над их строительством и устройством работали выдающиеся архитекторы, декораторы и ландшафтные дизайнеры своего времени. В усадьбах развивался русский театр, собирались библиотеки и художественные коллекции, таким образом там были сконцентрированы все черты русской культуры того времени.

Старая почтовая открытка

Но уже с середины XIX века интерес к усадьбам падает, хотя и поддерживается в литературе в виде тоски по «дворянским гнёздам» такими художниками слова, как И.С.Тургенев. В своих произведениях «Месяц в деревне» или в романах «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети» писатель подмечал проблему «лишних людей» и постепенный приход новой жизни с её городским ритмом.

М.И.Холодовский. Дворянское гнездо. Старая почтовая открытка

Вспомнить помещичий образ жизни, уходящее былое, попытались и в начале XX века на страницах таких журналов как «Мир искусства» и «Старые годы», подметив, что «все русское искусство Екатерининского и Александровского царствований так или иначе связано с усадьбами». Например, Николай Николаевич Врангель, младший брат одного из главных руководителей будущего Белого движения, был искусствоведом. Он один из первых объехал многие помещичьи усадьбы по всей России и написал статью в 1910 году «Искусство помещичьей России», а в дальнейшем составил список сохранившихся на тот момент поместий, описал их убранства и указал печатные труды, где они упоминались.

М.В.Якунчикова. Обложка журнала «Мир искусства»

После образования СССР в России в 1922 году было основано Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), которое ликвидировали в 1930 году с формулировкой, что Общество осуществляло «свои задачи вне всякой связи с задачами социалистического переустройства». Вновь воссоздали ОИРУ в 1992 году, и с тех пор проводятся ежегодные научные конференции, материалы которых публикуются в сборниках «Русская усадьба» под редакцией заместителя председателя правления ОИРУ доктора искусствоведения М.В.Нащокиной.

Б.М.Боголюбов. Дворянское гнездо. Старая почтовая открытка

И все же жизнь брала свое, и дачная жизнь сменяла усадебную, тем более, что не все могли похвастаться наличием усадьбы или богатого наследства. Считается, что впервые слово «дача» появилось в указе императора Николая I от 29 ноября 1844 года «О раздаче в г. Кронштадте загородной земли под постройку домиков или дач и разведение садов». Хотя известно, что еще Петр I при строительстве новой столицы практиковал раздачу земли вблизи города чиновникам, чтобы они не уезжали далеко в свои имения, а находились поблизости. Однако в «Толковом словаре живаго великорускаго языка Владиміра Даля», первый том которого увидел свет в 1863 году, вы не найдете этого слова.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (2-е изд., испр.)

Зато, читаем в толковом словаре, первый том которого появился под редакцией Д.Н.Ушакова в 1935 году: «Дача — загородный дом для летнего проживания и отдыха городских жителей», или «участок земли под лесом». Считается, что слово «дача» происходит от слова «давать» или «дарить», то есть «предоставлять что-нибудь в чье-нибудь распоряжение безвозмездно». Однако, как мы видим, никто безвозмездно дачи не раздавал. Интересен перевод этого слова на английский язык – «dacha», то есть буквально, либо в интерпретации толкового словаря – «country house».

Старая почтовая открытка

Хотя слово «дача» и появилось в середине XIX века, но в широкий обиход проникло чуть позже, когда вокруг Петербурга старые аристократы начали сдавать на лето неиспользуемые парковые постройки в ближайших пригородах: Петергофе, Павловске, Гатчине, Ораниенбауме, Царском селе, Стрельне. Чуть позже в связи со строительством железных дорог появились такие дачные направления как Репино (Куокалла), Комарово (Келломяки), Сестрорецк и другие.

Кусково. Усадебный дом и церковь. Н.И.Подключников.1839 год

И в Подмосковье стали появляться специальные местности для летнего проживания. Самыми ближними дачными местами можно считать нынешние московские парки Петровский, Кунцево, Сокольники, Останкино, Перово. Например, есть свидетельство, что граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, владевший такими Подмосковными, как Михайловское, Введенское, Остафьево, еще в 1870-х годах начал сдавать под дачи окрестные земли своего владения в Кусково. Эти места назывались «барскими дачами».

Усадьба Введенское. Старая фотография

Впоследствии появились такие популярные направления Подмосковья вдоль железных дорог как Перловка, Мамонтовка, Пушкино, Абрамцево, Лианозово, Малаховка, Купавна, Немчиновка и другие. Первые дачи – это преимущественно съемное жилье на лето. Купить и содержать круглый год собственную дачу могли себе позволить только хорошо обеспеченные люди. В конце XIX века стоимость такой аренды колебалась и зависела не только от качества постройки, но и от удаленности от города и возможности легко до дачи добраться. Например, дача в Малаховке или Тарасовке, куда специально по железной дороге пускались так называемые сезонные поезда, могла стоить 300 рублей за сезон, а дом, сдававшийся в какой-нибудь удаленной деревне крестьянином, уехавшим на заработки в город, стоил всего 5 рублей.

Старая почтовая открытка

С появлением дачной моды многие горожане стали вести кочевой образ жизни. Снимая городскую квартиру, они на лето уезжали на дачу, а возвращаясь осенью в город брали в аренду другую квартиру. Это было характерно для многих семей с целью экономии, и связано с тем, что аренда дачи на летний сезон часто равнялась месячной стоимости аренды городской квартиры, правда, оплачивалась дача не помесячно, а сразу за весь сезон. Поэтому старались на даче прожить как можно дольше – с апреля до октября. К слову сказать, доктор Дымов в известной повести А.П.Чехова «Попрыгунья», работая на двух работах и будучи титулярным советником, мог получать 1400 рублей в год, да еще «частная практика его была ничтожна, рублей на пятьсот в год. Вот и всё.».

Старая почтовая открытка

Этим обусловлено то, что к переезду на дачу готовились заранее, потому что ехали с вещами. В это время появилось такое понятие как «дачный муж». И вот представьте себе отца семейства, которому приходилось утром каждый день отправляться в город на работу, а вечером возвращаться обратно загород. Этой «удачной» оказией охотно пользовались жены и домочадцы, которые нагружали их разными попутными поручениями.

Старая почтовая открытка

Обращаясь к чеховскому рассказу «Один из многих», вспоминается, как статский советник И.И.Толкачов жаловался своему товарищу: «На вокзале и в вагоне будешь стоять, растопыривши руки, раскорячившись и поддерживая подбородком какой-нибудь узел, весь в кульках, в картонках и в прочей дряни». А происходило это потому, что зачастую в дачной местности не было порой хороших магазинов, и даже некоторые продукты приходилось привозить из города.

Старая почтовая открытка

Но среди «дачных мужей» были и те, кто мог себе позволить не расставаться с городской квартирой. Таких называли «шампаньоликами». Они не утруждали себя перевозкой мебели дважды в год, они могли летом жить всю неделю на своей городской квартире, не мотаться каждый день из города на дачу, где отдыхает семья, а приезжать только в выходные. Писатель Е.Г.Водолазкин по этому поводу в романе «Авиатор» пишет: «Почему-то считалось, что среди недели шампаньолики встречаются друг с другом, играют в карты и пьют – естественно, шампанское». В итоге к «шампаньоликам» относились с завистью, но и с оттенком восхищения.

Старая почтовая открытка

Короче, для горожанина, не имеющего возможность предпринять дальнее путешествие для летнего отдыха на море, дача была единственной отдушиной, а суета, приходившаяся на долю «дачных мужей», окупалась вечерней встречей с семейством, зачастую прямо на дачной платформе.

Старая почтовая открытка

А в связи с развитием железнодорожного сообщения многие владельцы дач стали оборудовать дома для круглогодичного в них проживания. Таких, живущих на дачах круглый год, стали называть «зимогорами». К таким, например, можно отнести семейство Телешовых, которые прожили в Малаховке более 20 лет – с 1899 до 1921 года. Порой они приезжали ещё ранней весной, а уезжали лишь поздней осенью, а с 1913 по 1915 год жили на даче круглый год, построив зимний каменный дом.

Старая почтовая открытка

Так получилось, что в конце XIX и в начале XX века в России сформировался некий романтический дачный культ в купеческой и интеллигентской среде, основанный на идиллическом восприятии усадебной жизни. Даже приобретаемые новыми буржуа усадьбы все больше стали называться дачами, где, по их мнению, надо «ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом», — писал А.П.Чехов в рассказе «Новая дача».

Старая почтовая открытка

В это время стали создаваться Общества благоустройства, которые можно сравнить с бывшими садовыми кооперативами, а современными СНТ — садовыми некоммерческими товариществами. Правда говоря, функций у таких Обществ было намного больше – от первоначального строительства дорог, благоустройства детских и спортивных площадок, проведения электричества, организации досуга и до сбора средств для организации больницы и школы для бедных из окрестных сёл.

Старая почтовая открытка

Среди дачников таких Обществ могли оказаться горожане разного социального статуса, но общение было подчеркнуто дружественным, хотя сохранялось оно лишь на время дачного сезона. Отказываясь от городских формальностей, запросто принимали гостей, вместе обедали или пили чай на террасе, что создавало атмосферу демократизма.

Дачная жизнь. Старое фото

Многими классиками описан непременный ритуал дачной жизни – чаепитие на веранде или в саду с плетеной мебелью и так называемыми тонетовскими или венскими стульями, со столом с самоваром, стоящим в центре, заставленным яствами, за которым и пили чай, и наливки, и лакомились вареньем, и обсуждали политические новости и сплетни, литературу и театр. Однако правила этикета предписывали не воспринимать всерьез дачные отношения по возвращении в город.

Старая почтовая открытка

В каждом таком дачном поселке были свои увеселения: походы за грибами и ягодами, пикники, дневное купание, катание на лодках, рыбная ловля, вечерние танцы, театры самодеятельности, да и спортивных развлечений хватало – велосипедные прогулки, верховая езда, футбол и даже мог быть лаун-теннис. Хозяйственной деятельностью занимались немногие, разве что разбивали цветочные клумбы.

Старое дачное фото

Дачная жизнь приводила к раскрепощению нравов. Для того, чтобы кататься на велосипеде или играть в теннис, юбки становились короче, потому что в пышных платьях это было делать невозможно.

Старое дачное фото

Пляжей, какими мы привыкли их видеть сегодня, не было. А у каждого дачника, кто мог себе это позволить, на водоеме была своя купальня — маленький деревянный домик, построенный прямо на воде. Купальня эта закрывалась на ключ, она не давала возможность для заплыва, но позволяла немного освежиться в жаркий летний день.

Купальни усадьбы Н.К.Миллиоти на Клязьме. Старая почтовая открытка

После революции 1917 года практически все дачи были национализированы и перешли в собственность государства. Тот дух дачной жизни, который так полюбила русская интеллигенция, к сожалению, выветрился, но само явление не умерло. Загородные дома стали занимать новые владельцы, а в 1927 году, благодаря совместному постановлению СНК и ВЦИК, в Подмосковье появились первые дачные поселки, которые строили советские ведомства для своих сотрудников.

Варка варенья на даче. Старое фото

В таких дачных кооперативах в советское время счастливцы воспроизводили чеховскую идиллию: варили варенье, ставили самовар, растопив его шишками, пили чай на веранде, играли в карты, а в саду — в бадминтон. Начиная с тридцатых годов прошлого века, появились дачи у крупных военачальников, чиновников, писателей, академиков и других привилегированных категорий населения. Союзы писателей, композиторов или архитекторов организовывали собственные дачные поселки, где соседями были люди одной профессии. К ним относятся такие, как писательский поселок Переделкино, дачный кооператив архитекторов НИЛ («Наука. Искусство. Литература») на берегах речки Истры, а также Загорянка, созданная по легенде Н.К.Крупской, или стародачная Валентиновка, ставшая по решению И.В.Сталина дачным поселком актеров МХАТа, Большого и Малого театров, Союза кинематографистов и Мосэстрады.

Ближняя дача И.В.Сталина в Кунцево. Современное фото из Интернета

Да, любили дачную жизнь и наши правители. Например, у императора Николая II было десять загородных дворцов, но ни один ему не принадлежал. Не владел и Сталин теми дачами, что были построены для него. На ближней подмосковной даче в Кунцево, что была построена по проекту архитектора М.И.Мержанова, недалеко от села Волынского, он жил постоянно с тридцатых годов, где и умер. Но правительственные дачи — тема другого рассказа.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Вернемся к традициям дачной жизни простых граждан. В 1932 году Правительство СССР и ВЦИК постановили выделить госучреждениям, предприятиям и кооперативам земли, которые затем будут распределяться между сотрудниками. Предписывалось выделенные участки возделывать «в свободное от работы на производстве время». После войны появилось понятие «дачно-строительных кооперативов», создававшихся при местных исполкомах для предприятий и учреждений, которые выступали собственниками и своего рода «управляющими компаниями» дачных поселков. 24 февраля 1949 года было опубликовано постановление Совмина СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Таким образом появились типовые дачные участки в восемь и шесть соток, где россияне стали выращивать собственный урожай, не меняя своего городского проживания.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Постановлением от 16 декабря 1955 года Совета Министров СРФСР советским людям уже разрешили строить на участках небольшие домики, приспособленные для проживания в них в летнее время. Между прочим, в Германии в подобных садовых домах до сих пор законом запрещено оставаться на ночлег. Устав дачного товарищества регламентировал размер домика, высоту забора и допустимое количество деревьев и кустарников. И если до этого на даче огородничеством никогда не занимались, то с этого момента дачники превратились в элемент решения так называемого продовольственного вопроса. Дача стала ассоциироваться с поездками на выходные в забитой пригородной электричке, а тем, кто был посостоятельней, на автомобиле.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Некоторая приостановка в 1960 году выделения новых земель под дачное строительство в связи с правительственным постановлением, вводившим еще и жесткие ограничения по использованию имеющихся дач, не отменило тягу горожан к дачной жизни, и люди продолжали наслаждаться своими дачами, которые стали отдушиной от городской суеты, способом провести летние каникулы, а также улучшить ситуацию с питанием собственными заготовками на зиму.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Придя к власти в 1964 году, Л.И.Брежнев отменил это постановление, и вновь было разрешено выдавать землю под дачные участки с вновь разработанными стандартами дачных домиков. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1966 года окончательно урегулировало отношения по ведению коллективного садоводства. Простота дачной жизни того периода располагала к близкому общению с соседями, и чем-то, быть может, напоминала жизнь в коммунальных квартирах. Люди обменивались накопленным опытом, а еще посадочным материалом, семенами, рецептами консервирования и садоводческой литературой.

Вид дачного поселения. Фото ТАСС

М.С.Горбачев своим Постановлением ЦК и Совмина от 19 сентября 1987 года отменил многие дачные ограничения, разрешив, в том числе, строительство отапливаемых садовых домиков площадью застройки до 50 кв. метров без учета площади террасы. Благодаря Федеральному закону 1998 года о «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятому уже при Б.Н.Ельцине, был прописан порядок передачи земельных участков в собственность, и появилась система мелких дачных владений.

Вид современной дачи. Фото из Интернета

Сегодня дачная жизнь стала постепенно возвращаться к дореволюционной модели, когда загородные дома служили местом для отдыха и неформального общения. Ничто, кроме кошелька, уже не ограничивает россиян в размерах участка и дома. И все-таки настоящая дача не может быть большой и капитальной, иначе это аналог городской квартиры. Поэтому очень многие горожане продолжают любить небольшие деревянные дома в сельских поселениях, чтобы наслаждаться именно загородной жизнью.

А в последнее время получил распространение такой вид дачного отдыха, как глэмпинг — гламурный кемпинг (glamorous camping), что означает отдых на природе, но с комфортом. Впервые появившись в 2005 году в Великобритании в связи с брекситом, этот вид отдыха приобрел еще большее распространение после отмены карантина из-за короновируса. В России глэмпинг получил по аналогии с английским вариантом название – «избинг», отличающийся, правда, российским колоритом. Но это немного другая история.