Городская усадьба Долгоруковых – Бобринских в Москве на Малой Никитской.

На открытке начала ХХ века изображена городская усадьба Долгоруковых – Бобринских, что на Малой Никитской улице, 12 (в советское время это была улица Качалова).

Это один из наиболее цельных московских архитектурных ансамблей в стиле классицизма. На рубеже XVIII — XIX веков принадлежала князю А.Н.Долгорукому, статскому советнику, приходившемуся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову, со второй половины XIX века и до 1917 — графам Бобринским. 

Граф Алексей Алексеевич Бобринский (1861-1938)

Скорее всего, последнее время перед революцией, усадьба принадлежала графу Алексею Алексеевичу Бобринскому — российскому этнографу, этнологу и археологу из третьей линии рода Бобринских, путешественнику, исследователю Памира и Бухары, искусствоведу.

В фильме С.Бондарчука эта усадьба показана, как усадьба графов Ростовых – кадры возвращения Николеньки домой. Вообще еще Лев Толстой использовал облик другой усадьбы Бобринских в Богородском уезде той поры под имение Вронского на страницах романа «Анна Каренина». Это имение принадлежало отцу Алексея Алексеевича — Алексею Павловичу Бобринскому, почетному гражданину города Богородска.
Композиция усадьбы, занявшей территорию между Малой Никитской улицей и Гранатным переулком, сформировалась в конце XVIII века и включала: главный дом, два боковых флигеля, оформивших пространство парадного двора со стороны Малой Никитской улицы, полукруглые в плане декоративные стены-ограды, соединившие их с центральным корпусом, а также два флигеля, выходившие на Гранатный переулок (на их месте в 1889 выстроены трёхэтажные дома).
После пожара 1812 года дом и флигели восстанавливались в 1820-х годах и, несмотря на ряд переделок в стиле ампир, сохранили прежние монументальные объёмы и утончённую декоративную отделку. Здание сохранило первоначальную планировку, с парадной лестницей и вестибюлем с колоннами по центральной оси. Залы парадной анфилады второго этажа украшены ампирными живописными плафонами и лепными карнизами. В 1947 на широком парадном дворе по сторонам от его центральной оси поместили статуи XVIII века «Парис» и «Елена».

В конце XIX – начале ХХ века главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В.Адольфа – известного педагога и филолога, и ректора 5-й московской гимназии.

Адольф Андрей Викентьевич, педагог и филолог (1857 — 1905). Окончил курс в Московском университете; был директором московской V гимназии; состоял приват-доцентом Московского университета, где читал курсы по общей дидактике, истории педагогики и по методике преподавания древних языков.
В 1903 году получил степень доктора римской словесности. По выходе в отставку Адольф основал собственную гимназию, в основу которой был положен «принцип свободы; но к свободе должен быть приучен и воспитан питомец с ранних лет через самодеятельность и самовоспитание». Смерть помешала ему осуществить на практике свои педагогические теории.
Как владельцы уживались вместе с гимназией? Хозяева, очевидно, ютились во флигеле, потому как граф Алексей Алексеевич Бобринский жил тут в это время до 1918 года,… хотя, как было сказано, много путешествовал, а из-за болезни первой жены Елизаветы Александровны, урождённой Лизой Петерсон, уезжал в Италию, в свое имение, до начала первой мировой войны. А вернувшись в 1914 году, похоронив жену, женившись вторично на выпускнице Строгановского училища Марии Дмитриевне Вакариной, уехал совсем в Италию, где и прожил до 1938 года. Оба брака графа А.А.Бобринского были бездетны, и с его смертью пресеклась младшая ветвь рода Бобринских.
 

Гимназия же продолжала существовать и в первые советские годы. Позже здесь располагались различные советские учреждения. Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н.Ельцина» для устройства музея, посвящённого современной политической истории России и личности первого президента России. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.