Бастайская прелюдия.

Бастайский мост (Basteibrücke), перекинутый через ущелье Mardertelle, находится неподалеку от Дрездена, в восточной части Германии, вблизи границы с Чехией, на правом берегу Эльбы и считается символом Саксонской Швейцарии. Название Саксонская Швейцария (Sächsische Schweiz) возникло в XVIII веке благодаря двум швейцарским художникам: Адриану Цинггу (Аdrian Zingg) и Антону Граффу (Anton Graff), которые преподавали в Дрезденской академии искусств.

АдрианЦингг(1734-1816)

Адриан Цингг (1734-1816). Портрет работы Антона Граффа

До этого же  Песчаниковые горы на Эльбе носили более прозаическое название — «Майсенское плато». Эти скалистые горы и ландшафты напоминали живописцам родную Швейцарию, и поэтому они окрестили их «Саксонской Швейцарией».

AntonGraff(1736-1813)

Антон Графф (1736-1813). Автопортрет

Название Бастай (Bastei), или в переводе «бастион», говорит о том, что когда-то крутые скалы являлись оборонительными стенами скального замка Нойратен (Neuraten), который впервые упоминается в 1592 году. В XIX веке оборонительная функция замка потеряла свою актуальность, а скалы стали  туристической достопримечательностью. В этой связи в 1824 году и построили Бастайский мост, который сначала был деревянным, а в 1851 году перестроен в камне.

Бастайский мост и вид на плоскогорье Лилиенштайн. Современное фото.

Именно потому, что эти фантастические красоты привлекли живописцев, в конце XVIII и в начале XIX века возникла так называемая «Тропа художников». Среди них был Каспар Давид Фридрих, который после посещения этих мест написал в 1823 году известную картину «Ущелье» (Felsenschlucht).

35598

Картина «Ущелье». Каспар Давид Фридрих

Фридрих Каспар — один из лидеров романтического направления в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа, родился в 1774 году в Грайфсвальде, в Померании, в простой семье мыловара. В 1794-1798 годах он учился в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене, после окончания которой обосновался в Дрездене.

Каспар_Фридрих

Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

В 1821 году он познакомился с путешествовавшим по Европе В.А.Жуковским, который купил несколько картин Фридриха. Впоследствии эти картины неизменно украшали кабинет Жуковского, где бы он ни обустраивался. В связи с этим знакомством картины Фридриха Каспара еще при жизни художника были также приобретены российской императорской фамилией для своих петербургских и загородных дворцов.  В 1824 году Фридрих Каспар стал профессором Дрезденской академии искусств.

Здание Королевской Академии на тер

Здание Королевской Академии искусств. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Не только художников вдохновляли эти пейзажи, но и композиторов. Так красота этих мест вдохновила русского композитора Александра Скрябина во время гастролей по Германии и посещения местечка Бастай. Он написал очередную одноименную прелюдию.

А_Скрябин_1899

Старая почтовая открытка конца девятнадцатого века.

Александр Скрябин — русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке, родился в 1872 году в дворянской семье студента Московского университета. Его отец впоследствии стал видным дипломатом, действительным статским советником, служил дипломатом в Константинополе и сына видел редко. Мать умерла, когда Александру был один  год, и воспитывали Скрябина бабушка и тетя. По семейной традиции юного дворянина Скрябина отдали учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортове.

1-й кадетский корпус, Лефортово.

Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

В 1888 году за год до окончания кадетского училища Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. Окончил Московскую консерваторию Скрябин в 1892 году только как пианист по классу Сафонова с малой золотой медалью, потому что из-за творческого конфликта с учителем гармонии он остался без композиторского диплома. В эти годы большинство произведений Скрябина представляли собой музыкальные миниатюры — прелюдии, этюды, экспромты, ноктюрны, а также танцевальные пьесы — вальсы и мазурки.

Императорская консерватория в Мос

Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Вообще прелюдия была одним из самых любимых жанров композитора. Как писал первый исследователь его творчества Л.Сабанеев: «Скрябин – по существу своему, по первичному творческому импульсу – композитор фортепианный. Его пианизм, столь трудноотделимый от его фортепианного творчества, породил это творчество и сам порожден им».

Скрябин

А.Н.Скрябин (1871-1915)
Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Начиная с 1894 года, появляются лучшие скрябинские фортепианные произведения. В этот период, отталкиваясь от классического образца — 24-х прелюдий Шопена, охватывающих все тональности, он задумал написать даже два таких цикла, создав на протяжении двух лет (с 1895 по 1896 год) без малого 50 прелюдий. Но в итоге ограничился одним сочинением – опусом №11, которое включает 24 прелюдии, по праву завоевавшие широкую известность.

М_Беляев(1836-1903)

М. П. Беляев (1836-1903)

«По правде сказать, не все ли равно – ведь дело вовсе не в том, чтобы было во всех тональностях по две. Каждая прелюдия – маленькое сочинение, которое может существовать самостоятельно, независимо от других прелюдий», — писал Скрябин известному меценату, нотному издателю и пропагандисту новой русской музыки М.П.Беляеву, который устроил первые европейские гастроли композитора.

Этюд 12 оп. 8

Автограф Скрябина на стр.30, этюда 12 op. 8. 1895 год

И, тем не менее, все сорок семь прелюдий, написанные к этому моменту, были изданы М.Беляевым в 1897 году в Лейпциге и окончательно утвердили славу Скрябина как яркого, своеобразного композитора, гениальное дарование которого находило все большее признание в Европе.

SONY DSC

Песчаниковые горы Бастая. Современное фото.

Экспромтом написанная под впечатлением видов Саксонской Швейцарии в 1895 году прелюдия №14, опус 11 в Дрездене в тональности ми-бемоль минор и драматична и бурна. Здесь слышится призыв, страсть, энергия; здесь звучание доходит до пределов фортепианных возможностей. Скрябинское предельное fortissimo — всегда какое-то демоническое сияние, а чередование диссонансов и консонансов придает музыке очень взволнованный характер. Этот эмоциональный музыкальный вихрь, кажется, сметает всё на своем пути.

SONY DSC