Храмы Поварской слободы. Часть 2

п

очти напротив церкви Феодора Студита, на противоположной стороне Большой Никитской улицы, возвышается ныне величественное здание храма Большого Вознесения у Никитских ворот. Принято связывать начало истории этого храма с деревянной церковью, называвшейся Вознесения Господня, что в Сторожах, и известной примерно с 1540 года, но впервые упомянутой в Ладанной книге, хранящейся в архиве московской оружейной палаты за 1619 год.  По предположению историков и краеведов, здесь мог существовать некий острог, то есть жилое фортификационное сооружение для защиты западных рубежей города, которое считалось в том числе и небольшой слободой. Отсюда произошло и название церкви. Но в 1629 году её уничтожил пожар. Местными прихожанами церкви вместе со священнослужителем предпринимались попытки восстановить сгоревшую церковь, однако до 1680-х годов храм так и не был открыт.

Нарышкина Наталья Кирилловна

Нарышкина Наталья Кирилловна 
(1651-1694)

Дочь мелкопоместных дворян, Нарышкина Наталья Кирилловна, будучи второй женой царя Алексея Михайловича и матерью будущего императора Петра I, имела дворец в районе нынешнего Столового переулка и пожелала, чтобы вместо прежней деревянной была построена неподалеку церковь «каменная о пяти главах, обита жестью, кресты золоченые, крыта лещадью каменной; при ней два придела: во имя Владимирския Богородицы и Николая Чудотворца», не пожалев средств на строительство. Церковь, а при ней отдельно стоящую шатровую колокольню, сохранявшуюся до 1937 года, возвели в 1685–1689 годах. В те времена эту церковь часто называли храмом, «что на Царицыной улице» по неофициальному названию той части Большой Никитской, которая примыкала к царицыну дворцу.

Колокольня при церкви Вознесения Господня на Никитской улице (Большое Вознесение)
Колокольня при церкви Вознесения Господня на Никитской улице из альбома Н.Найденова

С западной стороны церкви земельным участком в XVII веке владел дед великого полководца А.В.Суворова, а с восточной стороны земля принадлежала семейству Потёмкиных. Мать будущего светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического, Дарья Васильевна, являлась прихожанкой Вознесенской церкви, и известно, что она подарила храму образ Успения Божией Матери с частицами мощей разных святых.

Z-754

Памятная доска на доме А.В.Суворова в Москве

Светлейший князь Г.А.Потёмкин, являясь подполковником лейб-гвардии Преображенского полка — самого известного и элитного подразделения императорской армии, задумал в 1781 году возвести полковой храм в Первопрестольной на подобие того, что был в Санкт-Петербурге. Для этого он решил выделить землю, которой владел в Москве, тем более что канцелярия полка находилась неподалёку от Никитских ворот в Гранатном переулке, в бывшей усадьбе Орловых. Проектировать храм было поручено архитектору Василию Баженову, и даже был закуплен кирпич, но в связи с неожиданной смертью князя в 1791 году грандиозный план отменили, а саму идею гвардейского собора в Москве более никто не поддержал.

Светлейший князь Г.А.Потёмкин

Светлейший князь Г.А.Потёмкин
(1739-1791)

Но несмотря на это, в 1798 году работы всё же начались по новому проекту, созданному архитектором Матвеем Казаковым и утвержденному 10 марта 1797 года митрополитом Московским Платоном. Этот проект не предполагал слома старой церкви, возводя новую на земле, пожертвованной Потёмкиным. К 1805 году была построена трапезная с двумя приделами, когда строительство остановилось из-за нехватки средств, которые, кстати, были оставлены Потёмкиным. Очередной удар строительству храма нанесла Отечественная война 1812 года и пожар, во время которого сгорела построенная часть.

Никитская Большая улица_сепия

Большая Никитская улица на фото 1913 года Э.В.Готье-Дюфайе

Пострадавшие приделы церкви были восстановлены к 1816 году, но возведение основного здания храма продолжилось лишь в 1831 году по проекту архитектора Ф.М.Шестакова при участии О.И.Бове, который доработал проект после смерти архитектора, добавив два портика на северном и южном фасадах. Старую церковь Вознесения всё-таки разобрали, но отдельно стоящую шатровую колокольню оставили. Хотя по новому проекту храм не был уже таким грандиозным, каким задумывался собор в конце XVIII века, но высокий купол с двумя портиками в проекте сохранились, что придавало отдаленное сходство с Преображенским собором в Санкт-Петербурге.

Преображенский_собор_1

Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Старая почтовая открытка начала XX века

Заканчивалось строительство церкви уже под руководством архитектора Е.Д.Тюрина, спроектировавшего Богоявленский собор в Елохове, и А.Г.Григорьева, построившего церковь Воскресения на Ваганьковском кладбище. Храм заново расписали, архитектором М.Д.Быковским были созданы новые иконостасы, и в храме сделали отопление. Полностью закончилось строительство храма только в 1848 году, но без запланированной Ф.М.Шестаковым у входа в храм величественной колокольни, как у кафедрального собора во имя Святителя Николая в Серпухове. Освящение храма произошло 19 сентября 1848 года митрополитом Московским Филаретом.

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня на Никитской улице из альбома Н.Найденова

Построено здание церкви Большого Вознесения в характерном для того времени стиле ампир, основным объемом которой является монументальный прямоугольный четверик, дополненный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: иконы Владимирской Божией Матери и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости».

Пушкин_Натали

А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова. Акварель П.Соколова и А.Брюллова

Храм был особо любим и посещаем московской интеллигенцией, жившей в то время в этом районе. Одна из самых ярких страниц истории храма — венчание 18 февраля 1831 года (по старому стилю) поэта А.С.Пушкина с Н.Н.Гончаровой в еще не достроенном храме, в его в левом приделе трапезной части, посвященном святителю Николаю Чудотворцу. Ведь сначала Пушкин хотел совершить венчание в домовой церкви дворца князя С.М.Голицына, которая славилась своим изящным интерьером, но митрополит Московский Филарет согласия не дал, а благословил венчаться в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, который был приходской церковью дома невесты Н.Н.Гончаровой, находившийся на углу Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка.

Леонид Иванович Антропов

Архитектор Л.И.Антропов
(1911-1979)

Кстати, благодаря архитектору Л.И.Антропову, спасшему в свое время церковь Симеона Столпника на Поварской, был подтвержден факт существования церкви Большого Вознесения у Никитских ворот во время венчания А.С.Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Он по клеймам кирпичей в кладке стен установил, что церковь Большого Вознесения возведена в XVIІI веке, а в XIX веке лишь достраивалась после пожара 1812 года. В свою очередь это подтвердилось и найденной позже записью в метрической книге церкви Большого Вознесения о венчании А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой в 1831 году: «Обряд совершал настоятель храма протоиерей Иосиф Михайлов. Брачный обыск подписали: со стороны жениха — он сам, его брат Лев Сергеевич, титулярный советник А.С.Передельский, князь Вяземский; со стороны невесты — Наталья Николаевна, ее мать, отец и коллежский советник, библиотекарь Московского архива Коллегии иностранных дел П.М.Азанчевский». По воспоминаниям первого биографа поэта, П.В.Анненкова, Пушкин сам признавал, что все важнейшие события в его жизни были связаны с днем Вознесения. Как известно, А.С.Пушкин родился по старому стилю 26 мая 1799 года в праздник Вознесения Господня.

Ермолова_Щепкин

Портрет М.Ермоловой кисти В.Серова и портрет М.Щепкина кисти Н.Неврева

Известна церковь Большого Вознесения и тем, что в 1863 году в ней отпевали русского актёра, одного из основоположников русской актёрской школы М.С.Щепкина, а в 1928 году еще одну драматическую актрису Малого театра М.Н.Ермолову.

Церковь Вознесения Господня на Никитской_сепия

Вид церкви Большого Вознесения на Никитской в советское время

Во время революционных событий 1917 года, которые не обошли стороной ни площадь Никитских ворот, ни церковь Большого Вознесения, здесь отпевали погибших юнкеров, которые защищали подступы к Кремлю, похороненных впоследствии на кладбище Всехсвятской церкви на Соколе. В 1931 году церковь закрыли, а здание приспособили под складские помещения. После Второй мировой войны в здании церкви была размещена Лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М.Кржижановского Министерства энергетики и электрификации СССР. И только в 1990 году состоялось возвращение храма верующим, когда началась неторопливая реставрация, закончившаяся к 1999 году, и в «Большом Вознесении» вновь возобновились богослужения.

IMG_0213

Церковь Вознесения Господня на Большой Никитской улице. Современное фото (Смотреть на карте)

В начале уже XXI века было решено к западному входу пристроить высокую трёхъярусную колокольню с вытянутым шпилем, соответствующую облику основной части храма и таким образом завершить ампирный ансамбль церкви на основе неосуществлённого проекта Ф.М.Шестакова.

с

ледующую церковь, которая располагалась когда-то в Поварской слободе, можно было бы увидеть, если пройти от храма Большого Вознесения у Никитских ворот по Ножовому и далее Малому Ржевскому переулку до его пересечения с Поварской улицей. Правда, тогда такого прямого прохода не было, как мы видим на карте, его организовали уже в тридцатые годы XX века, объединив эти два переулка в одну улицу, назвав её улицей Палиашвили. Здесь на месте нынешнего здания Верховного Суда России и стояла церковь Ржевской Божьей Матери на Поварской.

Карта_Поварской

По преданию, эта церковь была построена в 1540 году по велению царя Ивана Грозного на месте встречи чудотворных икон Одигитрии и Честного Креста, принесенных в Москву из Ржева. Ржевская икона Божией Матери получила название Оковецкая по месту своего явления в Оковецкой волости недалеко от города Ржева. 26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, пономарь деревни Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии Иван и его родной дядя Ермолай обнаружили на Вырышенском городище, прибитый к сосне крест и небольшую икону Божией Матери старинного письма. Не решаясь трогать икону, они позвали Стефана, живущего там инока. Когда тот снял икону с дерева, раздался шум, как от сильного ветра, икона осветилась дивным светом, и при этом среди присутствующих исцелилось несколько человек.

Оковецкая-Ржевская-и-крест

Через некоторое время недалеко от места обретения иконы и креста забил целебный источник, который после запустения в советский период ныне расчищен и вместе с храмом-часовней приписан к мужскому Нило-Столобенскому монастырю. Сегодня адрес Оковецкого источника: Селижаровский район Тверской области, около деревни Оковцы. На территории источника устроены специальные деревянные купальни с целебной водой, потому что людской поток к нему не иссякает.

Святой Оковецкий источник

Оковецкий источник. Старое фото

Сведения о целительных свойствах иконы были отправлены в Москву царю Иоанну Грозному, который направил на место явления иконы комиссию для расследования чудотворений, а так как они не прекращались, то было решено отвезти икону в Москву и поместить в Успенском соборе Кремля. Здесь святая икона ознаменовала себя новыми чудесами. Пробыв полгода в Москве, ржевские святыни были отпущены 24 июля, по новому стилю, 1540 года обратно, а в память о пребывании чудотворной иконы составили список с Ржевского образа. В связи с этим и явился в Москве этот летний праздник Ржевской иконы.

Оковецкая

Деревянная церковь Ржевской Божьей Матери на Поварской упоминается в 1625 году потому, что в ней находится еще один местночтимый список Ржевской иконы, а как каменный храм впервые упомянут в 1653 году. В 1685 году церковь перестроили, и с 1690 года упоминаются в ней традиционный Никольский и местный Космодамиановский приделы. Очередная перестройка храма была осуществлена в 1760 году, когда вместо ветхого придела святителя Николая устроили новый, а также возвели новую колокольню. Окончательный вид церковь приобрела в начале XIX века, когда главным архитектурным объемом храмового комплекса стала большая трапезная с двумя приделами, а основной храм имел скромный объем и был увенчан высоким ступенчатым барабаном. Декоративное оформление соответствовало стилистике ампира, характерного для московской архитектуры того времени.

Церковь Ржевской Божьей Матери на Поворской 1

Церковь Ржевской Божьей Матери на Поварской из альбома Н.Найденова

В первой половине XIX века церковь Ржевской Божьей Матери на Поварской была приходской церковью для М.Ю.Лермонтова и его бабушки Е.А.Арсеньевой, с которой юный поэт жил сначала на Поварской, а затем на Малой Молчановке вплоть до 1832 года, пока учился в Московском университете.

Дом музей М.Ю.Лермонтова

Дом-музей М.Ю.Лермонттова на Малой Молчановке. Старое фото (смотреть на карте)

Он часто бывал с бабушкой в этом храме на исповеди, о чем свидетельствуют церковные книги, одна из которых, кстати, позволила историкам точно установить возраст Е.А.Арсеньевой.

Малая Молчановка в сторону Большого Ржевского переулка

М.Молчановка в сторону Б.Ржевского переулка. Фото Э.В.Готье-Дюфайе (смотреть на карте)

Закрыли церковь в 1930-е годы, а в 1952 году окончательно сломали и на этом месте построили по проекту архитектора В.П.Лейбо здание Верховного Суда СССР. В настоящее время это здание Верховного Суда России, а о церкви Иконы Ржевской Божией Матери напоминают лишь старые названия Малого и Большого Ржевских переулков, не так давно им возвращенные после советских переименований.

н

едалеко от храма Ржевской Божьей Матери на четной стороне Поварской располагалась улицы Борисоглебская церковь, известная по историческим источникам с 1635 года как деревянная и однопрестольная. Однако по легенде, Борисоглебская церковь была построена здесь еще при царе Борисе Годунове и освящена ко Дню Ангела царя. Но сильно пострадав еще в Смутное время, она сгорела в 1685 году, и на этом месте в 1686–1690 годы возвели каменный храм с главным престолом Спаса Нерукотворного образа и трапезной, в которой находились приделы во имя благоверных князей Бориса и Глеба и Смоленской иконы Божией Матери.

Церковь Бориса и Глеба на Поварской_цвет

Церковь Бориса и Глеба на Поварской. Старое фото

Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси, поэтому им строили много храмов и освящали во имя святых множество церковных приделов, в том числе и в Москве. Одна из таких церквей стояла, как было сказано выше, на площади Арбатских ворот, а вторая находилась на Поварской улице. Здание церкви, дошедшее до XX века, было построено уже не в XVII веке, а в 1799–1802 годы на прежнем месте в стиле раннего ампира с большим куполом и невысокой колокольней на пожертвования прихожан и, в частности, на средства шефа Фанагорийского полка генерал-майора Петра Николаевича Жеребцова. Красоту церкви придавала массивная ротонда с мощным портиком.

Спас нерукотворный

Во время пожара 1812 года храм полуобгорел, но к 1819 году был восстановлен. Известность храму принесла находящаяся в нём икона Нерукотворного Спаса XVII века, написанная иконописцем Симоном Ушаковым и помещенная в средний ярус главного иконостаса.

Дом_Киселева_цвет

Дом 27 на Поварской, принадлежавший графу Н.А.Шереметеву, где жил С.Д.Киселев (смотреть на карте)

Неподалеку от этой церкви по Поварской улице, в доме под нынешним номером 27 в 1828 году проживал друг А.С.Пушкина, полковник в отставке, в то время статский советник Сергей Дмитриевич Киселев в должности обер-прокурора в 7 департаменте Сената в Москве. Он снимал здесь половину дома – три комнаты на нижнем этаже и семь комнат на втором. В одной из комнат второго этажа в декабре 1828 года А.С.Пушкин в присутствии хозяина С.Д.Киселева, а также друзей поэта: П.А.Вяземского, Ф.И.Толстого по прозвищу «Американец» и А.А.Башилова, впервые читал свою поэму «Полтава».

Киселевы

Елизавета Ушакова в замужестве Киселева и С.Д.Киселев

К концу двадцатых годов С.Д.Киселев, чтобы поправить свое материальное положение, надумал жениться на Елизаветой Николаевной Ушаковой, за которой давали небольшое приданое – родовое имение Костромской губернии Неряхтского уезда. Приходской церковью дома 27 на Поварской улице, где жил С.Д.Киселев, была ближайшая церковь Бориса и Глеба, где в 1830 году состоялось венчание статского советника С.Д.Киселева с Елизаветой Ушаковой, за старшей сестрой которой, Екатериной, кстати, ухаживал Пушкин, но получил отказ. На этой же свадьбе А.С.Пушкин был поручителем от имени жениха.

Победоносцев

К.П.Победоносцев. Этюд И.Репина к картине «Торжественное заседание Государственного совета»

Есть данные, что еще одним знаменитым прихожанином Борисоглебской церкви на Поварской в первой половине XIX века был будущий обер-прокурор Святейшего Синода Российской империи К.П.Победоносцев, родившийся в Москве на Арбате в 1827 году. Впоследствии он вспоминал, что посещал богослужения именно в Борисоглебской церкви.

najdenov_moskovskie_sobory_tom3_1882.pdf

Церковь Бориса и Глеба на Поварской из альбома Н.Найденова

В 1881 году в очередной раз церковь подверглась ремонту и перестройке. Её правый придел во имя Смоленской иконы Божией Матери был переосвящен в честь святителей Московских Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. В 1901 году перед столетним юбилеем храма церковь снова была отремонтирована: обновили стенную роспись, приобрели новую церковную утварь и новый двухъярусный иконостас, пожертвовав старый в фонд императора Александра III для строящихся храмов Сибири.

Открытка_Церковь Бориса и Глеба на Поварской_сепия1

Старая почтовая открытка

В ноябрьские дни 1917 года Поварская улица оказалась в эпицентре революционных событий, здесь происходили бои, и церковь, как видно на почтовой открытке, получила серьезные повреждения от попадания артиллерийских снарядов. В 1930 году сюда перевели общину церкви Святых Бориса и Глеба с Арбатской площади в связи с ее закрытием, а в 1933 году закрыли и этот храм. А еще через три года пришла очередь сломать и эту церковь на Поварской. Здесь было решено построить новое здание для Гнесинского музыкального училища, но война помешала осуществить этот план. В итоге здание училища построили уже в 1946 году. От церкви до 1962 года сохранялось лишь название Борисоглебского переулка, который начинался как раз от церкви и шел в сторону улицы Большая Молчановка. В 1992 году название переулку вернули, а Гнесинское училище стало называться Российской академией музыки имени Гнесиных – одним из ведущих музыкальных вузов страны, наряду с Московской консерваторией.

Продолжение следует…