Усадьба князя Н. С. Гагарина на Новинском бульваре

Городская слобода, появившаяся в XVII веке как место проживания монастырских слуг, крестьян и ремесленников для обслуживания Введенского Богородицкого монастыря, что на Бережках, построенного на высоком холме при слиянии речки Пресни с Москвой-рекой между 1425 и 1431 годами, вошла в черту Москвы только в XVIII веке. Основанный митрополитом Фотием монастырь принадлежал московским митрополитам, носил название владычного дома и порой служил местопребыванием митрополитов, а впоследствии патриархов московских.

Введенская_церковь

После упразднения царем Петром I в 1701 году патриаршего управления церковью и учреждения Святейшего правительствующего синода этот монастырь по просьбе вдовы грузинского царевича Симеона Леоновича стал грузинским женским монастырем. Название же Новинского монастыря, скорее всего, произошло от неподалёку существовавшего местного села Новинки, которое значится в духовной грамоте Василия III от 1462 года.

Монастырь находился в середине квартала между нынешними Новинским и Большим Девятинским переулками, Новинским бульваром и улицей Новый Арбат. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II Новинский монастырь был упразднен, а его Введенский храм превращен в приходской. Просуществовала Введенская церковь до 1933 года, когда была разрушена, а земельный участок, некогда принадлежавший Новинскому монастырю, был передан Институту курортологии, где построили несколько корпусов. Сейчас на этом месте выстроен отель Марриотт, на фасаде которого можно увидеть памятную доску с информацией о том, что здесь когда-то располагался Новинский монастырь и церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Доска

Памятная доска на фасаде отеля Марриотт (см. на карте)

Со второй половины XVIII века память о Новинском монастыре сохранялась у москвичей в знаменитом, так называемом Подновинском гулянье, которое устраивалось по весне перед Пасхой близ упраздненного монастыря на месте срытого Земляного вала. Гулянье проходило на обширном поле, которое тогда из себя представляла местность нынешнего Новинского бульвара. Центром гулянья был большой шатер с флагом на самом верху, как изображено на акватинте по рисунку Жерара Делабарта «Вид Подновинского предместья в Москве», а вокруг размещались качели, карусели, балаганы и лавки, где гуляющие могли полакомиться различной снедью, играла музыка и шли театрализованные представления. Богатые купцы и дворяне приезжали на гулянье в экипажах, чтобы, как говорится, себя показать и других посмотреть.

Жерар_Делабарт_Вид_Подновинского_предместья_и_качелей_1

Акватинта по рисунку Жерара Делабарта «Вид Подновинского предместья в Москве»

Начиная с четвертого дня, когда веселье было в самом разгаре, посещали Подновинское гулянье и представители аристократии. Здесь любили бывать Александр Пушкин и Евгений Баратынский, Михаил Глинка и Карл Брюллов, Михаил Дмитриев, Александр Герцен, Федор Достоевский и многие другие. Е.Баратынский в поэме «Цыганка» писал:

«Тут нашей повести начало.

Неделя светлая была

И под Новинское звала

Граждан московских. Все бежало…

Средь града новый град возник —

Столица легкая безделья

И бесчиновного веселья,

Досуга русского кумир!»

А известная поэтесса того времени Евдокия Ростопчина запечатлела образ Пушкина на Новинском гулянье в таких строчках:

«Вдруг все стеснилось, и с волненьем,

Одним стремительным движеньем,

Толпа рванулася вперед…

И мне сказали: «Он идет» …

Он — наш поэт, он — наша слава,

Любимец общий! Величавый

В своей особе небольшой,

Но смелый, ловкий и живой.

Прошел он быстро предо мной…»

Продолжалось так вплоть до 1870-х годов, когда этот пустырь превратили в Новинский бульвар, а Пасхальное гулянье переместилось на Девичье поле.

Bove-222x280

О. И. Бове (1784-1834)

Вот здесь, на внутренней стороне срытого по приказу генерал-губернатора графа З.Г.Чернышова Земляного вала в 1817 году архитектором Осипом Ивановичем Бове была построена в стиле ампир городская усадьба для молодой семьи князя Николая Сергеевича Гагарина, представителя старшей ветви княжеского рода Гагариных.

Фасад_усадьбы_целиком_цвет

Усадьба князя Н. С. Гагарина на Новинском бульваре

Князь Н.С.Гагарин, начав в 1802 году, как полагалось, военную службу в Белорусском гусарском полку, в 1812 году был назначен шефом сформированного на его средства 1-го пехотного полка, с которым он участвовал в Бородинском сражении. Но после Отечественной войны «по болезни» испросил отставку и до конца правления Александра I не служил, обладая и так огромным состоянием. В 1816 году женился на графине Марии Алексеевне Бобринской, внучке Екатерины II и Григория Орлова.

Гагарины

Графиня М. А. Бобринская и князь Н. С. Гагарин

Для восстановления разрушенной при французском нашествии Москвы ещё в 1813 году была создана утверждённая императором Александром I «Комиссия о строении Москвы» или «Комиссия строений», в состав которой входил и архитектор О.И.Бове, заведовавший «фасаднической частью». Комиссии предписывалось следить за унификацией строительства частных и казённых зданий в соответствии с «выданными планами и фасадами», осуществлять надзор «за добротою материалов к построению нужных», а также строго следить, согласно указу, за колористикой фасадов, «чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены колера». Всего цветов было определено восемь, чтобы «не пестрить домы краскою», а красить дома лишь определёнными цветами.

Особняки первой половины XIX века

Комиссии также было поручено придерживаться планировочного и стилевого единства города при сохранении традиционного характера расселения. Это предусматривало застройку улиц, главным образом, отдельными небольшими особняками и близкими к ним домами, предназначенными для сдачи внаем, в том числе и по частям. Для этого были выработаны типы особняков послепожарной Москвы, имеющие строго установленные габариты, высоту этажей, формы, пропорции и другие архитектурные детали. В связи с этим застройка Москвы почти полностью обновилась, и дома усадебного типа уступили место зданиям, вынесенным главным фасадом на красную линию улицы. Архитектурная же индивидуальность каждого здания достигалась применением в разных вариантах немногочисленных украшений фасадов типовыми деталями. Так достигалось единство всего ансамбля улицы.

План_усадьбы_Гагарина_на_новинском

Однако были исключения. Помимо рядовой жилой застройки в Москве возводились и уникальные усадьбы дворянской знати. К ним относился построенный О.И.Бове городской дом князя Н.С.Гагарина на Новинском бульваре, в котором была сохранена схема казаковской дворянской усадьбы. Главный жилой дом с повышенной средней частью отступал от улицы и соединялся полукружиями с выходившими на красную линию флигелями: слева крытой галереей, а справа стеной с проездными воротами во двор.

Выезд_из_усадьбв_на_Новинский_бульвар_цвет

Вид через арку из усадьбы на Новинский бульвар

Между флигелями вдоль красной линии шла ограда. За домом был разбит сад, а сбоку располагался служебный двор с конюшнями, расположенными, по воспоминаниям старожилов, напротив Б.Девятинского переулка. Таким образом О.И.Бове создал новый тип городского особняка с выходом флигелей на улицу и с парадным курдонёром, решённым вполне стандартно, но уменьшенным до размеров палисадника.

Центральный_фасад_цвет

Центральный портал здания усадьбы Гагарина

Сложная композиция центрального арочного портала здания, выступающего вперед, с дорическими колоннами по сторонам очень напоминала известный дворец графа А.К.Разумовского на Гороховом поле, построенный в 1799-1802 годы, авторство которого приписывают и М.Ф.Казакову, и Н.А.Львову, и А.А.Менеласу. А портик с треугольным фронтоном, в котором размещено полуциркульное окно мезонина, украшенный придающий ему триумфальный вид барельефами летящих Слав, стал впоследствии символом московского ампира. При этом главный вход в усадьбу смещен вправо к проездной арке и совершенно незаметен.

Вид_из_окна_цвет

Вид на Новинский бульвар  через окно мезонина на акварели неизвестного художника

Интересен вид на Новинский бульвар на акварели неизвестного художника, написанный с балкона дома князя Гагарина через окно мезонина. Рассматривая противоположную сторону бульвара, можно опознать в крайнем левом здании дом матери Грибоедова, за которым видна вниз по Большому Девятинскому переулку церковь Девяти Мучеников Кизических. После Большого Девятинского идет дом, принадлежавший Александру Ивановичу Афремову с супругой, в следующем доме жил орнитолог Алексей Степанович Хомяков, собравший уникальную библиотеку по биологии, хранящуюся сейчас в Дарвиновском музее.

Хотевский план Москвы 1852

Карта района Новинского бульвара на Хотевском плане Москвы 1852 года

Далее следует особняк, принадлежавший корреспонденту Главного управления коннозаводства Николаю Михайловичу Петрово-Соловово. Сейчас на месте всех трех владений располагается здание посольства США. И наконец в правом углу виден левый флигель усадьбы и часть главного дома, принадлежавший в начале XX века первой супруге известного оперного певца Ф.И.Шаляпина – Иоле Игнатьевне Торнаги, на которую он был записан. Левый видимый флигель усадьбы не сохранился, а в симметричном ему правом флигеле и в самом главном усадебном доме сейчас расположен музей Шаляпина. В этих особняках, построенных позже, можно увидеть подражание внешнему виду гагаринской усадьбы, связанному, прежде всего, с использованием такого элемента как полуциркульное окно мезонина.

Интерьер_2

Большой зал. Фото 1905 года

Архитектор О.И.Бове, будучи ответственным за фасадную часть города, использует принципы ампира для создания более монументального вида как отдельных зданий, так и всей Москвы. А в случае с усадьбой князя Гагарина, он идет еще дальше, развивая лаконичные принципы этого стиля еще и в глубину самого здания. Сдвоенные колонны портала, например, проникли внутрь длинного вестибюля, также связав гостиную с пространством большого зала главного дома и придав уют малой гостиной, разделив её на две неравные части. Так Бове связал внешний облик особняка с его интерьером, соединив черты интимности и дворцовой парадности, которые были впоследствии типичны для дворянских усадеб Москвы.

Интерьер_1

Малая гостиная. Фото 1905 года

Что касается судьбы супругов Гагариных, то сначала они до 1825 года жили в Москве, потом уехали за границу, обосновавшись в Париже, жили на улице Шуазель. Затем в 1831 году вернулись в Петербург, так как князь, поиздержавшись, изъявил желание вернуться на придворную службу. Знавшая их по светской жизни Петербурга, Долли Фикельмон — внучка фельдмаршала М.И.Кутузова, жена австрийского дипломата К.Л.Фикельмона и приятельница А.С.Пушкина, в своем дневнике писала, что княгиня М.А.Гагарина была «умна, образованна и претенциозна». В 1835 году княгиня М.А.Гагарина, к сожалению, заболела и скоропостижно скончалась. А в 1842 году князь Николай Сергеевич Гагарин был застрелен своим подчиненным Иваном Рейнманом, лесничим, из-за того, как он объяснял, что, несмотря на своё усердие по службе, подвергался притеснениям и лишился места.

Л_Н_Гагарин

Князь Л.Н.Гагарин (1828-1868)

Чета имела шестерых детей, а московский дом достался сыновьям: сначала Льву Николаевичу, а затем Николай Николаевичу. Дело в том, что князь Лев Николаевич, женатый на известной петербургской балерине Анне Ивановне Прихуновой, имел единственного сына Владимира, с которым они все вместе отдыхали в 1868 году на австрийском курорте Бад-Ишль. Некто Д.Никифоров вспоминал, что «…сын погиб в Австрии, в горном ручье, запруженном для сплава с горы леса. Не предупрежденный об открытии плотины, юноша собирал на дне ручья камни, вдруг волна, наполнив канал, захватила его своим течением. Отец, находясь на берегу, бросился спасать сына, но моментально был убит несущимися с необыкновенной быстротой бревнами. По спаде воды нашли два изуродованных трупа. Княгиня, на глазах которой случилась катастрофа, с отчаяния нравственно заболела, болезнь ее неизлечима».

Усадьба_Гагарина_цвет_2

Вид усадьбы Гагарина в 1905 году

Так усадьба перешла Николаю Николаевичу Гагарину. Князь С.А.Щербатов, для которого в 1913 году был построен архитектором А.О.Туманяном особняк на Новинском бульваре, вспоминал, что «один дом, сыгравший в моей жизни и в развитии во мне художественного вкуса и чувства большую роль, являлся исключением — это был дом Гагариных… Наряду с личной близкой дружбой с Николаем сам гагаринский дом был для меня постоянным местом художественной услады. Он представлял собой музей картин старых мастеров (пожалованных Екатериной II гагаринским предкам), бронзы, фарфора, серебра и мебели, заключенный в редкой красоты особняке стиля Ампир. В этом доме дышалось как-то особенно, пахло изысканными духами (специально выписанными из Берлина) и в то время, когда часами лились звуки любимого Николаем Шопена, Шумана и Скрябина, глаз отдыхал на всех музейных сокровищах, уютно заполнявших дорогие мне по воспоминаниям комнаты».

Усадьба_Гагарина_цвет_3

Вид усадьбы Гагарина в 1920 году

Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был гвардейский поручик, князь Виктор Николаевич Гагарин, сын Николая Николаевича, который был женат на баронессе Марии Андреевне Будберг. Есть интересная запись в личном дневнике императора Николая II, что 7 августа 1914 года в усадьбу Гагариных он приезжал во время своего пребывания в Москве с 4-8 августа: «Отличный ясный день. Погулял с Алексеем в саду перед окнами. Завтракали в 12½. Поехали на Ходынку в больницу Солдатенковых… Оттуда заехали в один из складов общеземской организации в доме княг. Гагариной и затем в Благородное собрание в дворянский склад. Везде кипучая деятельность! Вернулись к 5 часам. Занимался немного, а вечер для меня был свободен».

Николай_2_перед_усадьбой_Гагарина

Николай II выезжает из ворот усадьбы Гагариных 7 августа 1914 года

После революции усадьба Гагариных была передана штабу Красной Армии, а впоследствии здесь разместилась Книжная палата. Летом 1941 года во время одного из первых немецких авианалетов на Москву сильно пострадала от пожара, вызванного зажигательной бомбой, только центральная часть усадьбы, что оставляло надежду на воссоздание здания. Однако после войны было решено уцелевшие части усадьбы снести, а на этом месте построить жилой дом, что и было осуществлено в 1951-1957 годах архитекторами М.В.Посохиным и А.А.Мндоянцем в соавторстве с Я.Е.Жислиным. Сейчас здесь расположено левое крыло дома под № 18 по Новинскому бульвару.