Суэцкому каналу 150 лет.

Суэцкий канал – морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное море и являющийся условной границей между Азией и Африкой, был открыт для судоходства 150 лет назад — 17 ноября 1869 года. Он прорыт по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, включая в себя несколько озер и лагуну Мензала. За полгода до этого события известный французский писатель Жюль Верн — один из основоположников жанра научной фантастики, в своем романе «20 тысяч льё под водой» описал существование мифического подземного прохода между Красным и Средиземным морем, по которому проходит его подводный корабль «Наутилус».

карта

Вообще, идея соединить Средиземное и Красное море каналом в районе Суэцкого перешейка уходит в глубокую древность. Еще фараоны эпохи Среднего царства задумывались над этим. Однако в 767 году канал засыпали по приказу аль-Мансура. Этот первоначальный канал, названный каналом фараонов, проходил все-таки немного в другом месте и использовал один из рукавов Нила.

Наполеон в Египте

Наполеон Бонапарт в Египте. Старинная гравюра

Прошло более тысячи лет, пока в 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в Египте, ни решил рассмотреть возможность строительства канала, соединяющего Средиземное море с Красным. Для этого он создал комиссию под руководством инженера Лепера. Но комиссия пришла к ложному выводу, что уровень воды Красного моря почти на 10 м выше уровня воды в Средиземном море.

Суэц2

И только в середине XIX века вновь вернулись к идее строительства Суэцкого канала. Это было время, когда в Европе обострилась борьба за передел мира. Обладая в это время самым мощным флотом в мире и контролируя морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды, Англия была главным противником строительства Суэцкого канала. Естественно она не хотела, чтобы такие страны как Франция, Испания, Голландия и Германия смогли составить ей конкуренцию в морской торговле, используя альтернативный путь через этот канал.

Лессепс

Фердинанд Мари де Лессепс
(1805-1894)

Однако искусный дипломат Фердинанд Мари, виконт де Лессепс, используя свои связи при египетском дворе, а также общее усиление влияния в тот период Франции в Египте, в 1854 году получил от правителя Египта Саида-паши концессию на сооружение Суэцкого канала.Саид-паша

Мухаммед Саид-паша
(1822-1863)

По его предложению египетское правительство получило 44% всех акций, Франция –  53%, и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 75% прибыли, Египту –  15%, основателям компании – 10%. После получения концессии в Египте Фердинанд Лессепс только в 1859 году смог основать в Париже компанию с капиталом в 200 миллионов франков, которой давалось право постройки и эксплуатации канала сроком на 99 лет, при этом она на 10 лет освобождалась от уплаты налогов, а затем обязывалась платить налогов лишь 10 %. Другими странами, которые приобрели 3% акций, были Австрия и Россия. США вместе с Англией, которая была категорически против проекта, не приобрели ни одной акции.

Суэц_канал3

Озеро Тимсах, примыкающее к Суэцкому каналу. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

В том же 1859 году начались работы по строительству Суэцкого канала. Хотя Фердинанд Лессепс обещал закончить работы за 6 лет, они растянулись на более, чем десятилетний период. Строительство унесло 120 тысяч жизней египтян и завершилось к октябрю 1869 года.

Вход в Суэцкий канал у Порт-Саида. Е

Вход в Суэцкий канал у Порт-Саида. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

На Средиземном море, где начинается канал, в буквальном смысле слова из ничего на моле, защищающем канал от ила, возник Порт-Саид. Напротив Порт-Саида на восточном берегу канала возвели Порт-Фуад, где расположилась администрация канала. С противоположной стороны канала на Красном море расположился город Суэц по одну сторону, а по другую — Порт-Тауфик. Канал позволил кораблям проходить в обе стороны между Европой и Азией, не огибая Африку, что резко обострило англо-французскую борьбу за Египет.Исмаил-паша_1830-1895

Исмаил-паша (1830-1895)

Накануне торжеств французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди предложил Фердинанду Лессепсу и новому правителю Египта Исмаилу-паше позволить ему установить в Порт-Саиде скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал, которая напоминала бы Колосс Родосский и представляла собой огромную статую женщины, облаченную в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащую одновременно и маяком. Но в итоге было решено, что создание и установка такой конструкции является для экономики Египта слишком затратным мероприятием.

Гавань Порт-Саид. Египет

Гавань Порт-Саид. Египет. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Однако скульптор не отказался от своей идеи. Вместе с идеологом создания этого монумента видным французским мыслителем Эдуаром Рене Лефевром де Лабулэ при участии Гюстава Эйфеля для решения инженерных вопросов статуя была сооружена как подарок США от Франции ко Всемирной выставке 1876 года и столетию Декларации американской независимости. Так переименованный монумент в стиле неоклассицизма под названием «Свобода, озаряющая мир» появился на острове Свободы в Аппер-Нью-Йорк-Бей.Статуя_Свободы

Статуя Свободы. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Торжества по случаю открытия Суэцкого канала начались 15 ноября 1869 года и продолжались целую неделю. Было потрачено, по некоторым данным, 28 миллионов франков. На открытие канала прибыли французская императрица Евгения, принц Мюрат, вице-король Египта хедив Исмаил, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, наследный принц Пруссии, принц Генрих Нидерландский, принц Людвиг Гессенский, генерал Банко — председатель комиссии по иностранным делам сената США, вождь Сахарской Рифской Республики Абдель Кадер и послы ряда европейских государств.

Клипер_Яхонт_на_открытии_Суэцкого_канала,_17_ноября_1869_г

Клипер «Яхонт» с рисунка И.К.Айвазовского. Старинная гравюра А.К.Беггрова и Л.А.Серякова

Россию представлял посол в Константинополе Николай Игнатьев, прибывший в Порт-Саид на клипере «Яхонт». Среди приглашенных на церемонию открытия Суэцкого канала также прибыли на пароходе «Генерал Коцебу» художник Иван Айвазовский и писатель Владимир Соллогуб, которым было поручено запечатлеть церемонию открытия канала и сам канал.Айвазовский_1817-1900

И.К.Айвазовский (1817-1900)

Двухпалубный «Генерал Коцебу» одним из первых открывал прохождение судов по Суэцкому каналу в ноябре 1869 года. Айвазовский, будучи на пароходе в ожидании открытия канала и последовавших недельных празднеств, успел написать несколько картин, посвященных не только самому Суэцкому каналу, но и Египту в целом. Из записей самого художника известно, что тогда им были начаты картины «Суэцкий канал» и «Вечер в Каире».

2_картины_Айвазовского

Картины И.К.Айвазовского «Суэцкий канал» и «Вечер в Каире»

Спустя двадцать шесть лет, 16 апреля 1895 года, пароход «Генерал Коцебу» вышел в очередной свой рейс из Севастополя в Одессу, но в тумане в него врезался военный транспорт Черноморского флота «Пендераклия». В результате этого столкновения пароход «Генерал Коцебу» затонул у мыса Тарханкут. Недавно, в 2015 году, затонувший 120 лет назад пароход был найден археологами Черноморского центра подводных исследований во время экспедиции «Нептун». После обследования судна, которое находится на 40-метровой глубине в 12 милях от мыса Тарханкут, были обнаружены более 10 картин, предположительно, кисти Ивана Айвазовского. Известен факт, что Айвазовский всегда оставлял несколько полотен для кают-компании корабля, на котором совершал путешествия. На данный момент участники экспедиции были вынуждены приостановить работы по подъему артефактов с найденного парохода из-за опасений, что при подъеме работы художника могут быть утрачены.

Порт-Саид

Гавань Порт-Саида. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Громадные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта, а франко-прусская война 1870–1871 годов ослабила Францию и вынудила её уступить ведущую роль в египетских делах Великобритании. Вначале британское правительство купило в 1875 году контрольную долю акций Суэцкого канала, и был установлен совместный англо-французский контроль над ним. А в июле–сентябре 1882 года в период Египетского кризиса 1881–1882 годов Египет оказался оккупированным англичанами и стал главной британской военной базой на Ближнем Востоке.

Суэц_канал2

Гавань Порт-Саида. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

В последующие годы был установлен протекторат Англии над Египтом, который хотя и отменили в 1921 году, но фактически экономика, внешняя и внутренняя политика контролировалась Великобританией, а в стране находились английские войска. Лишь после Второй мировой войны в 1956 году из Египта были выведены английские войска, а Суэцкий канал национализирован.

Тимсах

Город-порт Исмаилия на озере Тимсах. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

До конца XX века зона Суэцкого канал не раз становилась ареной военных действий и последующих восстановлений и реконструкций, последняя из которых закончилась в 2010 году и благодаря которой теперь по каналу могут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тысяч тонн. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика –  190,25 км, ширина 200–210 м, а глубина по фарватеру 22,5 м. По существующим правилам Суэцкий канал могут проходить суда всех стран, не находящиеся в состоянии войны с Египтом и не имеющие атомные силовые установки. По оценкам экспертов, канал сегодня дает стране больше средств, чем добыча нефти и туризм, и является главным бюджетообразующим проектом Египта.

мост_Хосни_Мубарака_над_каналом

Мост над Суэцким канало, еще недавно носивший имя Хосни Мубарака. Современное фото

В начале XXI века над Суэцким каналом были возведены два моста – автомобильный и самый длинный в мире поворотный железнодорожный мост. В 2015 году открыто новое русло Суэцкого канала, параллельный дублер старого канала, общей протяженностью 72 километра, которое ускорило прохождение судов в обе стороны. В мае 2019 года введены в эксплуатацию пять автомобильных тоннелей под Суэцким каналом.