Первый московский особняк в стиле модерн.

Особ­няк О. А. Ли́ста — жилой дом в Гла­зов­ском пе­ре­ул­ке в Москве, по­стро­ен­ный в 1898-1899 годах по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча Ке­ку­ше­ва.

Известен как первое по времени произведение модерна в Москве и одно из первых сооружений в этом стиле в России. Кекушев строил дом как собственный, но уже в 1900 году продал его московскому предпринимателю Отто Адольфовичу Листу, который был очарован этим зданием и выкупил его у архитектора за огромные деньги. В результате здание вошло в историю архитектуры по имени нового владельца.

Дом фабриканта Отто Листа в Глазов

Дом Листа в Глазовском переулке. Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1910-х годах, когда особ­ня­ком вла­де­ли Сер­гей и На­та­лия Ку­се­виц­кие, дом стал одним из цен­тров му­зы­каль­ной и ху­до­же­ствен­ной жизни Моск­вы. В особ­ня­ке про­хо­ди­ли со­бра­ния со­ве­та «Рос­сий­ско­го му­зы­каль­но­го из­да­тель­ства». Здесь оста­нав­ли­ва­лись Алек­сандр Скря­бин, Клод Де­бюс­си, Алек­сандр Гла­зу­нов, Артур Никиш, Фер­ру­чо Бу­зо­ни, Га­рольд Бауэр, Бруно Валь­тер и Ми­ха­ил Бих­тер, бы­ва­ли Сер­гей Рах­ма­ни­нов, Ни­ко­лай Мет­нер, Сер­гей Про­ко­фьев, Фёдор Ша­ля­пин, Лео­нид Со­би­нов, Борис Па­стер­нак и мно­гие дру­гие де­я­те­ли куль­ту­ры.

По­след­ним хо­зя­и­ном особ­ня­ка перед его на­ци­о­на­ли­за­ци­ей был круп­ный про­мыш­лен­ник на­ча­ла XX века Алек­сей Ме­щер­ский, вос­по­ми­на­ния о жизни ко­то­ро­го в этом доме оста­ви­ла его дочь Нина Кри­во­ше­и­на. Она известна тем, что по мотивам ее воспоминаний в 1999 году был снят фильм «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым в одной из главных ролей. Позд­нее в зда­нии раз­ме­ща­лись раз­лич­ные дет­ские учре­жде­ния, а с по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни на про­тя­же­нии мно­гих лет его за­ни­ма­ло по­соль­ство Ар­ген­ти­ны. В на­сто­я­щее время в особ­ня­ке раз­ме­ща­ет­ся пред­ста­ви­тель­ство пра­ви­тель­ства Ка­луж­ской об­ла­сти при пра­ви­тель­стве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Современное фото

Зда­ние от­ли­ча­ет­ся ори­ги­наль­ным ху­до­же­ствен­ным об­ра­зом, необыч­ной для того вре­ме­ни по­строй­ки объёмно-простран­ст­вен­ной ар­хи­тек­тур­ной ком­по­зи­ци­ей и бо­га­тым де­ко­ром. Из­на­чаль­ное от­сут­ствие ху­до­же­ствен­но­го и фи­нан­со­во­го дик­та­та со сто­ро­ны за­каз­чи­ка обу­сло­ви­ло сво­бо­ду ав­тор­ско­го вы­ра­же­ния и поз­во­ли­ло Ке­ку­ше­ву опро­бо­вать на этой по­строй­ке ряд но­ва­тор­ских при­ё­мов, пред­опре­де­лив­ших свое­об­раз­ный ар­хи­тек­тур­ный по­черк мастера.

В качестве профессиональной подписи Лев Кекушев на своих постройках часто размещал статую или барельеф льва. В 2012 году при проведении реставрационных работ в нише над окном парадной лестницы особняка установили новую мозаику с изображением льва на фоне восходящего солнца, чем, по мнению известного специалиста в области истории московского модерна, М. В. Нащокиной, современные владельцы «хотели подчеркнуть пиетет к имени зодчего — создателя постройки».