Палаццо Санта-София – Ка-д’Оро – Золотой дом Венеции.

Чем знаменит дворец Ка-д’Оро в Венеции? Это материальное воплощение красоты имеет много названий. Официальное его название — палаццо Санта-София, но народная молва окрестила его просто Золотым домом — Ка-д’Оро. Дворец, находящийся на Гранд-канале, в районе Каннареджо, недалеко от моста Риальто, считается образцом венецианской готики.

Здание в готическом стиле было построено в XV веке, между 1425 и 1440 годами, по проекту архитекторов Джованни Бона и его сына Бартоломео по заказу патриция Марино Контарини, выходцем из знатного рода и принадлежащий к числу правящей элиты. Разумеется, он хотел, чтобы его дом был самым лучшим. Семья Контарини была одной из двенадцати благороднейших семей Венеции, среди её представителей значится восемь дожей Венецианской республики, четыре патриарха Венеции, 44 прокуратора Сан-Марко, а также другие известные личности. Марино Контарини подражал римскому императору Нерону, построившему Золотой дворец в Риме. Но Венецианская архитектура разительно отличается от римской. Она более изысканна, роскошна, порой даже чересчур, хотя это вопрос индивидуальных вкусовых пристрастий.

Слухи о палаццо Ка-д’Оро распространились далеко за пределами Венеции, а жители специально приезжали со всех концов города посмотреть на дворец. Даже палаццо Дукале померк перед нарочитым лоском нового здания.

открытка кликабельна

Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Внутреннее убранство соответствует внешнему облику. Всё, от изящного колодца во дворе дома, созданного Бартоломео Бона из красного веронского мрамора и окружающих его статуй, несущих в своем облике глубокий аллегорический смысл, до второго этажа, куда ведет массивная деревянная лестница XV века, где роскошные покои, оформленные в лучших традициях итальянского декора, дополняют предметы искусства такие, как: фрески Тициана, картины Ван Дейка, фламандские гобелены, а также множество портретов и изделий из бронзы и керамики.

Парадная зала второго этажа. Современное фото

После смерти Марино дворец Ка-д’Оро перешел к его потомкам, а затем был продан. Впоследствии он не раз менял владельцев, среди которых оказался и русский князь Александр Васильевич Трубецкой. Он купил дворец для своей любовницы — балерины Марии Тальони. Что послужило причиной этой покупки? А дело было в том, что Тальони отвергла эксцентричный подарок князя несколько лет назад. Ведь тогда 26-летний штабс-ротмистр Кавалергардского полка, влюбившись в избалованную славой, успехом и богатством Тальони, отстроил почти точную копию знаменитого венецианского палаццо Ка д’Оро в своём подмосковном имении Аниково на берегу реки и хотел было подарить его своей взбалмошной любовнице, но та отказалась, намекнув, что не прочь иметь сам оригинал.

Мария Тальони
(1804-1884)

Мария Тальони – выдающаяся балерина XIX века, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма, гастролировавшая по всей Европе, выступавшая на сцене всех лучших театральных сцен. В марте 1832 года в парижской Гранд-Опера состоялась премьера балета «Сильфида» на музыку французского композитора Ж.Шнейцхоффера, когда именно она ввела в балет пачку и тогда же впервые продемонстрировала танец на пуантах — пальцах ног. Закончив выступления в 1847 году, жила на своей вилле на берегу озера Комо. Давала уроки балета.

Князь Александр Трубецкой
(1813-1889)

Князь Александр Васильевич Трубецкой — офицер лейб-гвардейского Кавалергардского полка, старший сын генерал-адъютанта Александра I князя Василия Сергеевича Трубецкого, сенатора с 1826 года, члена Государственного совета Российской империи с 1835 года, был фаворитом императрицы Александры Фёдоровны: она называла его любимчиком, своим кавалергардом и даже дала прозвище — «Бархат».

Князь А.В.Трубецкой – баловень судьбы, влюбился в Тальони, когда она выступала в Петербурге в 1837-1842 годах. В течение многих лет открыто жил с ней и имел от неё внебрачного сына. Был замешан в интриге и дуэли Пушкина с Дантесом, на основании его рассказа В.Бильбасов издал брошюру «Рассказ об отношениях Пушкина к Дантесу. Записан со слов князя А. В. Трубецкого», в которой утверждается, что Пушкин якобы сожительствовал с сестрой своей жены, Александрой.

В 1842 году вышел в отставку по домашним обстоятельствам, но на самом деле просто попал в опалу в 29 лет в чине полковника. Добился разрешение на выезд из России только в 1852 году. Продал все свои имения в России и уехал в Ливорно, где женился в итоге на дочери Тальони — графине Марии Евгении Жильбер де Вуазен, так как по прошествии 10 лет Мария Тальони подзабыла своего петербургского воздыхателя, и у неё случилось новое романтическое увлечение — художник Айвазовский.

Князь Трубецкой смог позволить себе ослушаться царя и не вернуться по истечении срока пребывания за границей в Россию, подвергнуться суду и быть лишенным всех прав состояния, но, тем не менее, вернуться на службу, участвовать в Крымской войне и получить должность генерального консула Российской империи в Марселе. Но и там в 1870-х годах, увлекшись нумизматикой, оказался в центре скандала, опубликовав две брошюры о так называемом Константиновском рубле и изготовив несколько дубликатов, получил прозвище князь-фальшивомонетчик.

Конст_рубль_2_стороны

Константиновский рубль

И вот, в 1846 году, став владельцем дворца Ка-д’Оро, князь Александр Трубецкой решил, что здание находится в очень плохом состоянии и требует срочной реконструкции, и пригласил зодчего Джованни Баттиста Медуна. Началась масштабная перестройка дворца. Увы, многие детали отделки были навсегда утрачены. Среди «пострадавших» оказалась та самая лестница во внутренний двор, колодец и декоративные элементы фасада.

Современный вид внутреннего дворика

То ли новая хозяйка пожелала все переделать на свой вкус, то ли архитектор решил внести свою лепту в историю здания. Одним словом, ничего хорошего из этого не вышло. Существует даже легенда, говорящая о том, что хитрый зодчий снял золотую облицовку фасада и продал ее на местном рынке, за что позже был пойман и наказан. Грандиозная реконструкция изуродовала палаццо до неузнаваемости. У Тальони, помимо Ка д’Оро, было ещё три дворца на Гранд канале, так что в полуразрушенном Золотом доме она никогда не жила, предпочитая палаццо Бузинелло. В 1857 году экс-балерина продала эту хлопотную недвижимость.

Современная фотография с видом на Ка-д’Оро

К счастью, в конечном итоге, палаццо Санта-София в 1894 году приобрел барон Франкетти и вернул ему утраченное великолепие. Для этого барону и его соратникам пришлось изучить немало документов, картин и других источников, но иначе восстановить первоначальный облик дворца было бы невозможно. Он восстановил по чертежам готический облик сооружения и разместил здесь коллекцию художественных полотен. Коллекцию вместе с Золотым домом он завещал городу в 1922 году.

На балконе дворца Ка-д’Оро. Современное фото

С 1927 года во дворце открылся музей имени Джорджио Франкетти, который действует и поныне. Гордостью галереи являются картина Святой Себастьян итальянского художника Андреа Мантенья, работы немецких и фламандских мастеров XV — XVI веков, а также полотна Тициана, Тинторетто, Карпаччо, Тьеполо, Джорджоне. В галерее представлены коллекции керамики, фресок, медалей, изделий из бронзы и уникальная мраморная мозаика дворца, на восстановление которой Джорджио Франкетти не жалел ни сил, ни средств.