Особняк Рекка по Скатертному переулку

Взглянув на нынешний вид дома по адресу Скатертный переулок, 20, очень трудно предположить, что когда-то он был ярким представителем московского стиля модерн. Этот особняк построен, а, точнее, в 1900 году перестроен из более раннего, находившегося здесь здания, архитектором И.А.Фоминым по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества, сооснователем и директором которого являлся Яков Андреевич Рекк (Jacob Reck).

Я.Рекк

Яков Андреевич Рекк (1867-1913)

Начав свою трудовую деятельность простым служащим в банкирской конторе Н.Вертгейма, в 1891 году Рекк получил должность управляющего, а в 1892 году купил московское отделение Русского торгово-промышленного банка. Московское торгово-строительное акционерное общество было основано в 1899 году Я.А.Рекком совместно с И.И.Зейфертом и А.К.Лютером для «производства всякого рода построек — доходных домов, особняков, фабрик и заводов; торгует местными и заграничными строительными материалами, устраивает канализацию, водопроводы», как гласила реклама Общества в то время. Главным архитектором Общества стал Л.Н.Кекушев.

Л.Кекушев

Лев Николаевич Кекушев (1862-1917?)

Яков Рекк переманил его у С.И.Мамонтова, у которого тот служил главным архитектором Северного домостроительного общества.

И.Фомин

Иван Александрович Фомин (1872-1936)

Помимо самого Кекушева были привлечены и другие, тогда еще молодые и не именитые архитекторы, такие как уже упомянутый И.А.Фомин, а также В.Ф.Валькот, Г.А.Гельрих и в начале С.В.Шервуд, который был старшим сыном В.О.Шервуда, строителя Исторического музея.

С.В.Шервуд

Сергей Владимирович Шервуд (1858-1899)

Один из первых заказов Московского торгово-строительного акционерного общества был предложен С.В.Шервуду. Этот особняк, спроектированный Шервудом в эклектичном стиле неогрек с элементами неоклассицизма, был построен в Гранатном переулке уже под руководством архитектора В.Д.Адамовича в связи с неожиданной кончиной Шервуда в возрасте сорока лет. Адамович сделал пристройку к зданию с правой стороны, а служебные постройки при особняке осуществил младший брат Шервуда Владимир Владимирович. Здание известно как особняк потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Н.А.Протопопова, которому он был продан в 1905 году.

Особняк_Протопопова

Особняк Протопопова на улице Щусева  в 1970-х годах (Гранатный переулок) (смотреть карту)

Все эти архитекторы работали в модном тогда стиле ар-нуво (art nouveau), который в России получил название модерн. Не углубляясь в особенности этого стиля в архитектуре, скажем, что Яковом Рекком была поставлена задача перед Обществом «украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». В связи с этим у москвичей этот архитектурный стиль даже получил прозвище «рекковский». Рекк выкупал старые домовладения и прилегающие к ним садовые участки и перестраивал по возможности старые или строил новые особняки «под ключ». Поэтому они не сразу находили своего владельца и на протяжении некоторого времени принадлежали самому директору Я.А.Рекку или находились на балансе Общества. Этому свидетельствуют некоторые старые почтовые открытки.

Особняк_на_Миндовского-Река_на_Поварской улице_1

Особняк Миндовского на Поварской улице. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть карту)

Вот, например, особняк на Поварской улице, который известен по имени его владельца как особняк фабриканта и крупнейшего домовладельца Кинешмы и Вичуги И.А.Миндовского, был продан между 1904 и 1909 годами, а сооружён на месте бывшей усадьбы тайного советника Д.Г.Волчкова к 1904 году.

Миндовский+Понизовский_1

Особняк Миндовского и Понизовского на Поварской улице. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть карту)

Также и соседний особняк по Поварской улице был продан лишь в 1914-1915 годах подмосковному текстильному фабриканту М.Г.Понизовскому с существенной внешней перелицовкой из стиля модерн в неоклассику. Оба этих особняка были построены по проектам Льва Кекушева.

Особняк Я.Рекк

Особняк Красильщиковой на Большой Никитской улице. Старое фото (смотреть карту)

Находящийся в этом же районе особняк на Большой Никитской улице, 56 строился Обществом по проекту Г.А.Гельриха в 1903 году и был куплен еще недостроенным купчихой и потомственной почетной гражданкой С.Д.Красильщиковой, которая тоже потребовала сильно изменить первоначальный проект. С.Д.Красильщикова происходила из семьи другого купеческого рода Морозовых и являлась дочерью Д.А.Морозова, одного из совладельцев Тверской мануфактуры.

Но вернемся к особняку по Скатертному переулку, 20, а по старой нумерации под номером 26. С 1901 года он значится как собственный дом Якова Рекка вплоть до 1912 года, когда был переписан на его жену Вильгельмину Ивановну Рекк. После смерти Якова Андреевича в 1913 году Вильгельмина Ивановна продает этот дом Л.И.Кашиной.

Л.Кашина

Лидия Ивановна Кашина (1886-1937)

Лидия Ивановна Кашина была дочерью купца и мецената, потомственного почётного гражданина города Москвы Ивана Петровича Кулакова — владельца знаменитых хитровских ночлежек. Она в 1904 году окончила Александровский институт благородных девиц, получив хорошее воспитание и образование. Как одна из лучших выпускниц, была награждена «Золотым шифром» — фигурной буквой «А» с наложенной римской цифрой «II», что означало имя императора Александра II, которое носил институт. Замуж она вышла за учителя Николая Кашина, который, конечно, не мог обеспечить ей безбедную жизнь, и поэтому её отец, Иван Петрович, долго не соглашался на этот брак, пока, как говорят, не убедился в серьезности этих отношений.

ИП.Кулаков

Иван Петрович Кулаков (1848-1911)

В 1897 году Иван Петрович Кулаков стал владельцем усадьбы в селе Константиново, и поэтому прообразом героини поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» считается Лидочка Кулакова, в замужестве Кашина. В образе самого героя мы угадываем самого Сергея Есенина, а в образе Анны — Л.И.Кашину, которая, однако, не покинула Россию, как это описано в поэме, а осталась после 1917 года в Москве и с начала двадцатых годов работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой в разных государственных учреждениях. Скончалась в 1937 году и похоронена на Ваганьковском кладбище там же, где и С.Есенин.

Скатертный_20

Современный вид особняка по Скатертному переулку, 20. Современное фото (смотреть карту)

Особняк же по Скатертному переулку, 20 был национализирован после 1917 года, частично сломан в период соединения Ножового переулка с Малым Ржевским с дальнейшим переименованием их в единую улицу Палиашвили и перестроен под коммунальное жилье. После реконструкции семидесятых здание арендовалось организацией «Совэкспортфильм», а сегодня особняк занимает Ассоциация российских банков.