Москва парфюмерная. Часть 2.

Упомянутая главным конкурентом фирмы «А.Ралле и К°», фабрика Анри Брокара начала свою деятельность в Москве в 1864 году в том же Теплом переулке, что и Альфонса Ралле, на территории бывшей конюшни домовладелицы Фаворской. Изначально тремя рабочими, включая самого Анри Брокара, производилось не более ста кусков мыла в день. Но, несмотря на высокое качество производимой продукции, богатые люди всё же предпочитали пользоваться заграничным товаром, а бедные — мыло и вовсе не использовали.

Шарлотта и Анри Брокар 1864 год

Шарлотта и Анри Брокар в 1864 году. Старое фото

Тогда жена Брокара, Шарлотта, придумала маркетинговый ход. Она предложила производить дешевое детское мыло в виде фигурок зайчиков, собачек, кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита, чтобы желающие могли составить всю азбуку. Для взрослых же Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей и фруктов. Так появилось дешёвое мыло «Огурец», которое не отличалось по внешнему виду от настоящего овоща и не сходило с прилавков российских магазинов почти четверть века.

Мандарины_от_Брокара

Мыло «Мандарин» от Торгового дома «Брокар и К°»

Самое дешёвое «Народное» мыло стоило всего 1 копейку и получило вместе с круглым мылом «ШаромЪ» в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве. Дальше были разработаны мыла: «Глицериновое», «Мятное», «Русское», «Кокосовое», «Греческое» и т.д. Расширив производство, Брокар перевел свою фабрику сначала на Зубовский бульвар, а в 1866 году на Красную Пресню.

Обертка Народного мыла

Представление в Департамент Торговли и Мануфактур для утверждения этикетки «Народного мыла»

Осенью 1869 года фирма разместилась в купленной Брокарами усадьбе за Серпуховскими воротами на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы. А в 1871 году Анри Брокар основал на паях с саксонским купцом В. Германом «Торговый дом Брокар и К°».

Ворота фабрики Брокара

Проходная фабрики Брокара. Фото 1893 года

В 1873 году во время визита в Москву дочери Александра II, великой княгини Марии Александровны, Шарлотта Брокар передает ей в подарок букет восковых цветов, которые пахли как настоящие. На княгиню подарок произвел такое впечатление, что через год «Торговый дом Брокар и К°» становится поставщиком двора Её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, с правом «употреблять на вывеске вензелевое изображение имени Её Императорского Высочества».

Открытка_Брокар

Старая рекламная открытка с изображением фабрики Брокара

Это обстоятельство вдохновило Брокара на создание духов «Букет Императрицы», которые по легенде имели тот же запах, что и восковой букет. Разбогатев на мыле, Анри Брокар решил вернуться к своей первой и главной страсти — парфюмерии. Он расширил производство и открыл парфюмерные магазины в Москве на Никольской улице, на Биржевой площади и в Верхних торговых рядах (ГУМе). «Это успех!» — радовалась Шарлотта.

ГУМ_Брокар

Магазин «Товарищество Брокар и К°» в Верхних торговых рядах. Старое фото

Но настоящий успех в дом Брокаров пришел после того, как Генрих Афанасьевич Брокар, как его стали называть в России, изобрел одеколон «Цветочный». Для его рекламы на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды бил новый одеколон. И рекламный ход добился своего — «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России, который в 1883 году на Всероссийской выставке в Москве получил золотую медаль. В 1893 году «Торговый дом Брокар и К°» был переименован в «Товарищество Брокар и К°», а это означало, что единоличными хозяевами фабрики и магазинов теперь стало семейство Брокаров.

Цветочный1

Одеколон «Цветочный»

Мало, кто знает, что Брокар, как и многие купцы XIX века, был тоже коллекционером. Он с 1872 года собирал художественные изделия из бронзы, фарфора, керамики, а также картины фламандских художников. Для своей коллекции он не строил особняков, а разместил ее прямо в своем магазине Верхних торговых рядов (ГУМе).

ГУМ_Брокар1

Магазин «Товарищество Брокар и К°» в Верхних торговых рядах. Старое фото

Под конец жизни Брокар для своей любимой жены Шарлотты создал великолепные духи с запахом сирени и назвал их «Персидская сирень». Эту композицию уже по-настоящему оценили французы. Духи получили не только популярность, но и Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1899 года.

Брокар

Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар (1837-1900)

В 1900 году Генрих Афанасьевич Брокар умер, и его дело — «Товарищество Брокар и К°» с оборотом в два с половиной миллиона рублей, перешло вдове Шарлотте Андреевне, а затем их сыновьям. Ведущим парфюмером предприятия стал Огюст Мишель, который приехал в Москву из Грасса, парфюмерной столицы Франции, по приглашению Шарлотты Брокар. Вначале XX века им были созданы духи, получившие название «Любимый букет императрицы». Существует несколько легенд, описывающих как момент создания, так и происхождение названия этого аромата.

Духи_Любимый_Букет_Императрицы

Подарочный набор духов «Любимый букет Императрицы»

Согласно одной из них, духи, которые так понравились вдовствующей императрице Марии Федоровне, что заменили её любимый парфюм «Роза крем» от Франсуа Коти, были созданы еще в 1904 году для русской императрицы Александры Федоровны в честь рождения наследника престола цесаревича Алексея, а по другой – в 1913 году к 300-летию дома Романовых. Так это было или иначе, но этому аромату суждена была долгая жизнь, и до нас он дошел под названием «Красная Москва».

Красная_Москва

Духи «Красная Москва»

Как это произошло? После национализации предприятий «Товарищества Брокар и К°» и «Ралле и К°» и их объединения, работая на вновь образованной фабрике, получившей название «Новая Заря», парфюмер, которого к тому времени звали Август Ипполитович Мишель, оставшийся жить в Москве, воссоздал  с тем или иным приближением композицию «Любимый букет императрицы» и выпустил её под названием «Красная Москва».

Август Мишель

Август Ипполитович Мишель. Фото начала 1930-х годов

Конечно, он не мог химически полностью воссоздать состав прежних духов хотя бы потому, что в 1924 году в недавно образовавшемся Советском Союзе всех ингредиентов душистых веществ, с которыми работала фабрика Брокара в 1913 году, просто не было. Но основной характер композиции — синтетический фиалково-ирисовый аккорд, подчеркнутый бергамотом, флердоранжем, гвоздикой и иланг-илангом, сохранился. Хотя документальных свидетельств о том, что «Любимый букет императрицы» — это «Красная Москва», до сих пор не обнаружено, но есть свидетельства очевидцев.

Продолжение следует…