Московская легенда дома Бойцова.

Один из красивейших особняков начала XX века — Доходный дом П.С. Бойцова — находится в центре Москвы на улице Спиридоновка 14 (в 1941-1994 годах — Улица Алексея Толстого, в память о писателе Алексее Николаевиче Толстом (1883-1945), жившем на этой улице).

Пётр Самойлович Бойцов — русский художник и архитектор, являющийся автором многочисленных проектов дворянских усадеб в Москве, Киеве, Нижним Новгороде, возведённых в конце XIX и начале ХХ веков, родился в Нижнем Новгороде в 1849 году. Жизнь П. С. Бойцова мало изучена; год рождения неточен, а дата смерти — не установлена точно и указывается обычно как после 1918 года.

Считается, что Бойцов — самоучка, так и не получивший лицензии на производство строительных работ. Императорская академия художеств в 1890 году отказала ему в звании академика, и только в 1911 году Бойцов был принят в Московское архитектурное общество. Так как Бойцов не имел официального права на производство строительных работ, ему приходилось брать в соавторы других архитекторов: А. В. Флодина, А. Г. Венсана, Н. А. Мемнонова, К. А. Дулина и других.

В 1860-70-х годах работал в Нижнем Новгороде: первое время занимался прикладным искусством — создавал мебель, скульптуру, орнаментальную живопись; с 1870-х годов, несмотря на отсутствие лицензии на право производства строительных работ, начал архитектурную деятельность. В 1878-1881 годах работал помощником Р. Я. Килевейна при перестройке и реставрации Староярмарочного собора и строительстве Новоярмарочного собора на Нижегородской ярмарке.

Императорский исторический музей на старой почтовой открытке

Переехав в Москву, Бойцов женился на дочери (или сестре – точно неизвестно) мебельного фабриканта П. А. Шмита (отца Н. П. Шмита), работал на шмитовской мебельной фабрике, проектировал мебель и интерьеры. В середине 1880-х годов Бойцов входит в круг наиболее востребованных московских архитекторов, среди его заказчиков преимущественно родовая аристократия.

В 1882 году принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке и был удостоен Серебряной медали за архитектурные и дизайнерские проекты.

В 1890-1895 годах Бойцов безвозмездно принял участие в разработке оформления залов Императорского исторического музея.

В 1896-1897 годах разработал проект Городского музея древностей и искусств в Киеве (построен по проекту Бойцова с некоторым изменением деталей архитектором В. В. Городецким).

В 1896 году в числе других признанных архитекторов участвовал в оформлении Москвы к коронационным торжествам.

В 1898 году принял участие в архитектурном конкурсе на проект Музея изящных искусств, получил за него поощрительную золотую медаль. Несмотря на то, что Бойцов не был допущен к проектированию и строительству музея, его проект был взят за основу Р. И. Клейном при дальнейшей разработке проекта музея.

Музей Александра Третьего в Москве на старой почтовой открытке

В конце XIX – начале XX века в Москве строятся многочисленные доходные дома: сдача квартир внаем приносит большие доходы, чем профессиональная деятельность или наследственные капиталы. Из патриархальной, застроенной усадьбами старой столицы, Москва превращается в быстро растущий современный город.

Одним из таких доходных домов стал построенный в 1901-1903 годах на Спиридоновке дом архитектора П.С. Бойцова. В постройке участвовал архитектор А.В. Флодин по уже известным нам причинам.

Старая почтовая открытка с видом дома Бойцова на Спиридоновке

Четырёхэтажный дом, как и многие другие, спроектированные Бойцовым здания, выполнен в эклектическом стиле с использованием мотивов неоготики. Симметричность архитектурного сооружения нарушает расположенный слева входной тамбур и гранёный эркер над ним. Главным украшением здания является массивная скульптурная композиция: лев, побеждающий дракона. Существует московская легенда, что лев, изображенный на крыше дома, обладает немалой силой. Победив дракона, он поможет вам победить и своих врагов и недоброжелателей. Нужно только прийти к дому на Спиридоновку и тихонечко его об этом попросить.

Доходный дом архитектора был своеобразной витриной его творческих поисков и профессиональных возможностей. Необычна трактовка здания: среди традиционных доходных домов, как правило, шестиэтажных, выходящих на красную линию улицы, оно стоит особняком. Особняком оно, собственно, и выглядит, во многом благодаря своему расположению на участке, отсылающему к классической планировке городских усадеб: дом поставлен в глубине участка, за оградой.

Современный вид дома Бойцова

Интересна и отделка керамической плиткой, которой облицован фасад здания — типичный для эпохи модерна прием: двухцветная, с переходами от светлой охры к сиреневому цвету, которая не встречается более ни на одном здании в Москве.

Подпись на старинной открытке «дом Бучумова» может означать как ошибку издателя, так и то, что дом мог быть продан ещё до революции 1917 года. Известно, что вплоть до конца 1918 года Бойцов жил в собственном доме на Спиридоновке. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна. Не исключено, что после национализации недвижимости, советская власть могла старика просто выбросить на улицу.

Доходный дом Бойцова стал одним из московских адресов А.П.Чехова: осенью 1901 года он вместе с женой, О.Л.Книппер-Чеховой, снимал здесь квартиру в не сохранившемся дворовом флигеле. Упоминания о доме, довольно немногословные, можно найти в его переписке: «25 сент. 1901. Спиридоновка, д.Бойцова. Милая мама, я жив и здоров, все благополучно. Квартира у нас порядочная … одним словом, живем хорошо…». Ольга Книппер-Чехова описывает дом более подробно: «На улицу выстроены большие европейские дома, а во дворе весь в зелени стоит чистенький, прелестный домик в 5 комнат… Огромный двор весь будет асфальтирован, чистый, хозяева люди передовые, он — архитектор… И на Спиридоновке воздух отличный, масса садов и улица чистая, ты знаешь».

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

В доме Бойцова жил архитектор Г. А. Кайзер, а в середине 1920-х годов — актёр и режиссёр А. Я. Таиров. В середине двадцатого века в доме Бойцова были сформированы коммунальные квартиры. В 1964 году при съемках фильма «Дайте жалобную книгу» ♫ по сценарию Александра Галича режиссер Эльдар Рязанов снимал сцену распевания серенады во дворике перед домом. В сцене участвовали такие актеры, как Олег Борисов, Анатолий Кузнецов, Лариса Голубкина и Зоя Фёдорова. После ремонта и реставрации в 1970-е годы в доме Бойцова расположилось посольство НДРЙ, потом — Южной Кореи. В настоящее время памятник архитектуры занимает генеральное консульство Греции.

Генеральное консульство Греции