Мне давно надо было быть здесь…

Имя этого русского писателя, драматурга и публициста мало известно современному  российскому читателю, несмотря на его огромное творческое наследие. Достаточно сказать, что до 1917 года в России было издано собрание его сочинений в 17 томах, по сценариям сняты 3 художественных фильма, а пьесы в начале XX века ставились во многих театрах страны, включая и Московский Художественный театр. Он был вынужден уехать из России, предупрежденный следующей короткой запиской: «Евгений Николаевич, уезжайте. Уважаю Ваш талант, но Вы мне мешаете. Я вынужден буду Вас арестовать, если Вы не уедете».  Записку эту написал не кто иной, как сам В. И. Ленин, возглавивший правительство России после Октябрьской революции. Имя этого писателя Евгений Николаевич Чириков.

Чириков2

Е. Н. Чириков
(1864-1932)

Родился Евгений Николаевич в Казани в дворянской семье станового исправника 5 августа, по новому стилю, 1864 года. Его дед по отцовской линии был участником Отечественной войны 1812 года, принимал участие в Бородинском сражении, а после служил городничим в Горбатове и Балахне Нижегородской губернии.  По материнской линии в его роду был писатель, поэт Александр Навроцкий — «автор стихотворных легенд, связанных с Волгой и с историческими городами на ней», — как писал в своих воспоминаниях сам Евгений Николаевич.

Навроцкий1

А. А. Навроцкий
(1839-1914)

А. А. Навроцкий является автором знаменитой песни «Есть на Волге утёс…» ♫. Эта песня стала народной, поэтому зачастую при её исполнении по своему незнанию, как это часто у нас бывает, слова называют «народными», не называя автора.

Университет

Казанский университет. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

После окончания гимназии Чириков поступил в Казанский университет, окончить который ему не пришлось. Шел 1887 год. В апреле месяце этого года был суд, и были казнены организаторы и руководители террористической фракции «Народной воли», в  том числе старший брат Владимира Ильича Ульянова (Ленина) Александр. Наступила реакция: были запрещены собрания, митинги, закрыты многие издания. В это время сурово наказывалось любое проявление свободолюбия. Можно сказать, что под эту кампанию попал и студент третьего курса Казанского университета Евгений Чириков. Он оказался среди организаторов сходки студентов в декабре 1887 года. Его исключили из университета и сослали под надзор для начала в Нижний Новгород.

Вид из Кремля на торговые ряды и Ни

Город Нижний Новгород. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

А после публичного чтения сочиненной им Оды, которую посчитали антимонархической, его посадили в тюрьму, и после суда в 1888 году сослали в город Царицын на 3 года.

Царицын

Город Царицын. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

В Царицыне он познакомился с Алексеем Пешковым, будущим писателем Максимом Горьким. Первое знакомство их было недолгим, так как Чирикова перевели отбывать оставшиеся 2 года в Астрахань, где он, кстати, успел застать и познакомиться с Н.Г.Чернышевским.

Горький

Максим Горький
(1868-1936)

А дальше начались скитания Чирикова по разным городам Российской империи без права проживания в университетских городах. За ним закрепилась репутация «политически неблагонадёжного» на долгие годы, что заставило его часто менять место жительства. Но именно в этот период времени, с 1885 по 1895 год, Чириков развивает необычайно активную литературную деятельность, началом которой он сам считал 1886 год – тогда в казанской газете «Волжский вестник» был опубликован его рассказ «Рыжий». Евгений Николаевич печатался и в столичных журналах, таких как: «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство», «Новое слово», «Жизнь», «Северный вестник» и других.

Городской театр в Казани имени Кач

Город Казань. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

В начале 1892 года Чирикова снова арестовали и перевели в Казань, где он проходил по делу молодых последователей «Народной воли».  После освобождения ему разрешили проживать в Казани при условии «жить без вмешательства в политику». В Казани изменилась в это время личная жизнь писателя — Евгений Николаевич женился на будущей актрисе Валентине Георгиевне Григорьевой (сценический псевдоним Иолшина, 1875–1966), которая стала его верной спутницей.

Самара

Город Самара. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

В 1894 году ему разрешают поселиться в Самаре, где он вновь встретился с Максимом Горьким. Вот теперь их дружба зародилась на долгие годы. Горький привлек Чирикова в числе других авторов к работе в издательстве «Знание», где сначала напечатали произведения Чирикова в сборниках, потом выпустили три его книги, а затем и восьмитомное собрание сочинений.

Городской театр в Ярославле имени

Город Ярославль. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Но в 1895 году Чирикову пришлось вновь сменить место жительства, он вместе с семьей уезжает в Минск, потом переезжает в Ярославль и осенью 1902 года снова возвращается в Нижний Новгород.

карточка

Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Несмотря на успехи в литературном творчестве, Чириков тяготился провинциальной  жизнью, а все его попытки попасть в центры культуры:  Москву или Петербург, терпят крах, в глазах чиновников он считался политически неблагонадёжным. И лишь осенью 1904 года писателю удалось осуществить свою мечту – после многолетних скитаний по провинции он смог поселиться в Москве.

Группа участников литературного м
Участники литературного кружка «Среда». Старая дореволюционная почтовая открытка.

В этот период Чириков познакомился, благодаря Максиму Горькому, с писателем Н.Д.Телешовым и примкнул к литературному кружку «Телешовские среды», объединившему молодые литературно-художественные и демократически настроенные силы. У всех первых участников и создателей этого литературного кружка были свои прозвища.

5

Участники литературного кружка «Среда». Старая дореволюционная почтовая открытка.

Было оно и у Чирикова, его называли «лобным местом». По свидетельству самого Н.Д.Телешова это было связано с высоким лбом Чирикова. Ивана Бунина, например, называли «живодёрка» из-за его «острословия, от которого иным приходилось солоно», а самого Горького — «хитровка».

2

Участники литературного кружка «Среда». Старая дореволюционная почтовая открытка.

Но скоро из-за идейных и личных расхождений с М. Горьким Чириков принял решение уйти из издательства «Знание», в котором был не только автором, но и пайщиком, и стал сотрудничать с другими издательствами и журналами. Из издательства ушли и ряд других писателей, таких как: Бунин, Андреев, Куприн. Перестал Чириков принимать участие и в работе литературного кружка.

3

Участники литературного кружка «Среда». Репродукция из книги «Записки писателя».

Сам Телешов в историю вошел как организатор этого кружка, как автор мемуарной книги «Записки писателя» и как основатель музея МХАТа и его первый директор. В этой книге воспоминаний, вышедшей в 1948 году, наряду с другими фотографиями был опубликован и групповой портрет  1902 года участников «Среды». И как считается «по неизвестной причине» только изображение Е. Н. Чирикова за спиной И. А. Бунина было тщательно заретушировано, несмотря на то, что не он один являлся эмигрантом после революции 1917 года. По воспоминаниям самих участников кружка они любили и часто фотографировались, поэтому существует несколько вариантов таких фотографий, в том числе изданных в виде почтовых открыток.

Манифест

Дело было в том, что в 1906 году Чирикова сажают снова в тюрьму лишь за присутствие на тайном съезде Всероссийского Крестьянского Союза, вопреки всем правам, дарованным царским Манифестом от 17 октября 1905 года. После освобождения на писателя было совершено покушение черносотенцами, и он вынужден вместе с семьей, в которой уже 5 детей, уехать в Финляндию. Там общность взглядов и характеров сблизили Чирикова с художником И. Е. Репиным.

Чириков3

Чириков. Рисунок И. Репина

Репин даже написал карандашный портрет Чирикова. Они продолжили переписываться и после революции, когда Евгений Николаевич оказался в Чехословакии. В 1924 году, например, Репин послал Чирикову в Прагу свой эскиз картины «1905 год» и карандашный набросок Волги.

В 1907 году семья Чириковых уехала из Финляндии в Санкт-Петербург. Петербургский период охватывает 10 лет в жизни Чирикова, вплоть до 1917 года. Это годы наивысшего и всемирного признания писателя. Его пьесы, как уже было сказано, шли и в Петербурге в Александринском и Новом театрах, и в Москве в Московском Художественном и Малом театрах, и в Киеве, и в Харькове, а также во многих театрах русской провинции:  в Уфе, Вятке, Одессе, Тифлисе, в том числе и в Нижегородском драматическом театре. Более того,  в Берлине, в издательстве Ладыжникова, вышли его книги на немецком, английском и французских языках. Его пьесы ставили в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии и США. И, тем не менее, по суждению такого немецкого литературоведа и слависта, каким является Вольвганг Казак, «талант Чирикова всегда оставался в тени Чехова…».

Вид на Мариинский дворец и памятни

Город Санкт-Петербург (Петроград). Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Е.Н. Чириков приветствовал Февральскую революцию, но резко осудил последовавшие после октября 1917 года действия новой власти. В начале 1918 года Чириков уехал из Петербурга в Ростов-на-Дону, затем перебрался в Крым, а в ноябре 1920 года из Севастополя — в Турцию, таким образом, покинув Россию. Сначала, как и многие эмигранты, он в Константинополе, потом в Софии, а в начале октября 1921 года приехал в Чехословакию и поселился в Праге. Ему было 57 лет.

Национальный музей и памятник св. В

Город Прага. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Сначала Чириков жил в Праге один, а в конце 1922 года большая часть его семьи собралась вместе. Ко времени объединения семьи Чириков снял квартиру на вилле Боженка во Вшенорах, где можно было разместиться просторней, да и жизнь была дешевле. Он снимал виллу совместно с Анной Ильиничной Адреевой, вдовой писателя Леонида Андреева, и её детьми. Если с самим Андреевым Чириков был знаком еще по московскому кружку «Среда», то со второй женой писателя они познакомились и подружились во время совместного пребывания в Финляндии. Они часто встречались у Ильи Репина, который, обратив внимание на талант сына Андреева Саввы, стал его первым учителем рисования.

bozhenka1

Вилла Боженка во Вшенорах. Старое фото.

Как писала в своих воспоминаниях дочка Цветаевой, Ариадна Эфрон: «Во Вшенорах, наискосок от лавки пана Балоуна, стояла красивая «Вилла Боженка», большая, вместительная дача. Ее снимали пополам многодетная семья писателя Е. Н. Чирикова и вдова Леонида Андреева, Анна Ильинична, с Ниной, молодой, красивой дочерью от первого ее брака, и с тремя детьми-подростками от брака с Андреевым: Верой, Саввой и Валентином… В большой — громадной — всеми громадными окнами глядевшей в сад комнате Анны Ильиничны иногда собирались литературные «посиделки» — одни читали, другие слушали…»

Чириков1

Е. Н. Чириков (1864-1932). Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Во всех подобных собраниях Чириков всегда принимал самое активное участие. Так здесь возник «Вшенорско-мокропсинский русский клуб». Вилла стала  являться своего рода связующим центром для многих русских эмигрантов, живших в здешних местах. У радушного и хлебосольного семейства Чириковых всегда кто-то бывал. А сам хозяин «умел замечательно рассказывать всякие случаи из своей прежней жизни на Волге, пересыпая речь остроумными шутками, иногда достаточно солеными, так что я краснела, а он подмигивал мне блестящим черным глазом с таким выражением добродушного лукавства, что на него нельзя было сердиться», — вспоминала Вера Андреева, дочь писателя. Сюда многие захаживали, в том числе и Марина Цветаева.

Открытка1

«Вилла Боженка». Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Когда Андреева с детьми вместе с Мариной Цветаевой и её семьей уехали во Францию в 1925 году, Евгений Николаевич перебрался снова в Прагу, в так называемый «профессорский дом», оставив старшую дочь со своей семьей во Вшенорах. В это время Чириков ведет активную творческую и общественную жизнь. Он регулярно публиковал фельетоны на злободневные общественные и политические темы, написал 3 романа и 35 рассказов, которые вошли в разные сборники. В кремлевской библиотеке Ленина брошюра-исследование Чирикова «Народ и революция» хранилась под рубрикой: «Особая полка: белогвардейская литература».

Вас.Нем_Дан

Василий Иванович Немирович-Данченко
(1845 — 1936)

Чириков вместе с приехавшим в Прагу Василием Ивановичем Немирович-Данченко, старшим братом Владимира Ивановича, возглавил русскую колонию, был первым председателем правления Комитета по улучшению быта русских писателей и журналистов, проживающих в Чехословакии, а также членом правления «Союза русских писателей и журналистов в Чехословацкой республике». Он регулярно выступал с лекциями о русских писателях и с чтением своих произведений в Праге и Белграде.

Чириков4

Евгений Николаевич Чириков в Белграде. Старое фото

Евгений Николаевич Чириков скончался 18 января 1932 года, 86 лет назад.  После отпевания в соборе Святого Николая в центре Праги траурная процессия двинулась к Ольшанам, где на православном участке Ольшанского кладбища рядом с Успенским храмом состоялись похороны. На похоронах присутствовали кроме родных и близких многочисленные русские эмигранты, представители чешской общественности, в числе которых был и бывший первый премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж с женой.

Собор св. Николая в Праге. Чехия

Собор Святого Николая в Праге. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Надгробный памятник изображает прекрасную женщину с устремлённым к небу взором. На белой мраморной плите православный крест и скромная надпись: «Евгений Николаевич Чириков. 24.VII.1864 – 18.I.1932».

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Успенская церковь на Ольшанском кладбище в Праге. Современное фото.

С писателем Евгением Чириковым судьба сыграла злую шутку. Он, отдавший в молодости дань революционным увлечениям, друживший в свое время с Горьким, знакомый с Лениным, он оказался изгнан из страны своих предков, которую искренне любил.  И, несмотря на это, его умение взглянуть со стороны на непримиримую идейную вражду отметил ещё в 1913 году критик А. Измайлов: «Чувство вкуса спасло Чирикова от той опасности, жертвами которой стало большинство более слабой молодёжи. Чириков не ушёл в тенденции, а предпочёл остаться просто художником».