Известный российский художник-маринист, академик, член «Товарищества передвижных выставок» Александр Карлович Беггров родился в Петербурге, в семье художника, литографа и рисовальщика Карла Петровича Беггрова (1799 — 1875).

Беггров1

Беггров Александр Карлович (1841-1914)

Сам Карл Петрович родился в Риге, где и получил образование. В 1825 году поступил на службу в художественное заведение Главного Штаба. В 1832 году за «Вид Михайловского дворца» получил звание академика. С 1834 года начал издавать литографированные виды Петербурга и России, которые были очень популярны. К.Беггров_цвет

К.П.Беггров (1799 — 1875)

Александр Карлович Беггров вначале учился в Инженерном и артиллерийском училище Морского министерства, где ярко проявились его способности к рисованию. Первое знакомство с морем Александра состоялось во время морского парада в 1859 году при открытии памятника императору Николаю I. Красивое зрелище парада, длинный ряд судов, расцвеченное флагами сверкающее водное пространство произвели сильное впечатление на восприимчивую душу будущего художника. Он запечатлел увиденное в красках. Рисунки были настолько хороши, что А.К. Беггров был послан Военным ведомством в кругосветное путешествие. Произведенный в офицеры в 1863 году, он отправился в плавание, в первый раз — на фрегате «Ослябя» и второй раз – на фрегате «Александр Невский».

Возвращающийся на родину фрегат «Александр Невский» в 1868 году потерпел крушение у берегов Дании. Корабль затонул, но команда была спасена. Эта катастрофа, — читаем мы в его биографии, предоставила возможность Беггрову познакомиться с известным маринистом Боголюбовым. Последнему было поручено написать две картины, изображающие крушение «Александра Невского», но Боголюбов сам не был на месте катастрофы, и ему пришлось воспользоваться эскизами и рисунками, сделанными Беггровым. Завязавшееся на этой почве знакомство молодого мариниста с влиятельным художником помогло Беггрову поступить в Академию Художеств.

Находясь на военной службе в Петербурге, А.К. Беггров с 1868 по 1873 гг. являлся учеником А.П. Боголюбова. Эти пять лет и определили его дальнейший путь как художника-мариниста. Решающее значение для начинающего художника имело его обширное знакомство с морем и работа с натуры.

Уже в 1871 году Беггров проявляет себя блестящим рисовальщиком. На страницах журнала «Всемирная иллюстрация» воспроизводится его мастерски выполненный рисунок «Ледоход на Неве у Николаевского моста» с видом на Академию Художеств.

В 1873 году художник А.П. Боголюбов переселяется во Францию. Для того, чтобы продолжать образование, Беггров выдерживает экзамен и попадает в пейзажный класс Академии Художеств к профессору М.К. Клодту, под руководством которого занимается в течение одного года.

В 1874 году Беггров окончательно оставляет военную службу и уезжает в Париж. Там он некоторое время совершенствовался в школе известного французского художника Л.-Ж.-Ф. Бонна, но главным образом он работал у своего прежнего учителя А.П. Боголюбова. Во Франции Беггров знакомится с обществом русских художников, находящихся в заграничной командировке. Летом 1874 года вместе с ними Беггров отправляется на побережье Ламанша. Об этом незабываемом лете сообщал И.Е. Репин в письме своему другу Н.И. Крамскому:

«Нас здесь собралась веселая компания: Савицкий с женой…, Поленов, приехал Боголюбов, потом Беггров и Добровольский. Пишем, пишем и пишем, и по вечерам гуляем слегка и солидно… и все строчат кто где: кто в поле, кто в огороде, кто на море, кто под мельницей, кто на дороге». 

Смерть отца в 1875 году заставила А.К. Беггрова вернуться на родину. С этого времени он полностью предается любимому занятию – живописи. Он пишет замечательные картины: «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Устье Невы», «Петергофская военная пристань», «С Мытного перевоза на Биржу» и другие посвященные Петербургу. В 1878 году он избирается членом Товарищества передвижных выставок.

На протяжении сорока лет принимал участие в деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок». В своих многочисленных полотнах и акварелях запечатлел морские виды, гавани, отразил мирную жизнь военно-морского флота.

Впоследствии любовь к морскому делу снова потянула Беггрова в путешествие. В 1879 году в качестве командира фрегата «Светлана» он совершает плавание вокруг Европы из Кронштадта в Грецию. Затем почти два года он жил во Франции, работал здесь над местными пейзажами. В это время его творения с видами северной столицы России, портами многих европейских городов, с изображением моря и военных кораблей пользовались на выставках чрезвычайной популярностью и достойно украшали частные собрания. В 1899 году Совет Академии Художеств присвоил Беггрову звание академика, в 1912 году почетного члена Академии художеств. Был одним из учредителей общества русских акварелистов.

В 1892 году Александр Карлович поселился в Гатчине и прожил в Гатчине более 20 лет. Дом художника находился на улице Александровской (ныне Володарского) под №33. До наших дней он не сохранился. Вот что писал Я.Д. Минченков в своих «Воспоминаниях о передвижниках»:

«…Облюбовал болотистый пустырь, купил его и начал устраивать свое хозяйство. Построил дом и во двор отовсюду свозил мусор, щепу, навоз. Завалил болото, удобрил почву и развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. По величине и вкусу нигде кругом не было подобных ягод. Мало того, выписал необыкновенные штамбовые розы, уберег их от морозов или акклиматизировал, и жители Гатчины приходили любоваться цветами в саду Беггрова. Выращивал в комнате и парниках самые ранние овощи, конкурировавшие с привозимыми с юга.
Летом приглашал к себе товарищей (художников-передвижников) и угощал их таким обедом, какой не изготовить и самому лучшему повару. Беггров сам заказывал и покупал провизию и, когда приезжали гости, предоставлял им заняться чем-либо в его отсутствие: рассматривать альбомы, картины, читать журналы, а сам отправлялся на кухню, надевал передник и принимался стряпать блюда, наполовину подготовленные раньше.
Он был великолепным кулинаром. Когда стол был накрыт, он приносил суп, открывал крышку супника и молча стоял, ожидая, что скажут гости. Один аромат уснащенного различными кореньями и приправами супа заставлял гостей выразить свой восторг, тогда и Александр Карлович проявлял довольство: «Ну, то-то же! А то подают, когда все уйдет на воздух. Момент аромата не более десяти минут! Прошу не опаздывать и есть так, чтобы оставалось у вас место для другого, над чем я не меньше старался. Прошу!»
После обеда Александр Карлович вел гостей в сад и угощал их необыкновенными ягодами, сорванными из-под листа».


Беггров в Гатчине стал центром внимания местной интеллигенции, принимал участие в деятельности музыкально-драматического кружка, оказывал помощь в организации художественных выставок с благотворительной целью. Только в 1899 году на 17-й Передвижной выставке им было экспонировано пять картин: «Петербург», «Гатчинский дворец. Сирень», «Гатчина. Приоратский дворец», «Нормандия. Этрета», «Огород».

Гатчина. Дом № 8 по ул. Соборной

Гатчина. Дом № 8 по ул. Соборной

После смерти жены в 1903 году Беггров продал свою усадьбу и поселился в квартире дома № 8 на Соборной улице (дом сохранился и поныне).
В последний раз он выставил свои работы в 1912 году.В этом же году он пожертвовал крупную сумму в фонд Академии художеств, для помощи бедным художникам, их вдовам и сиротам.
Последние полтора года своей жизни А.К. Беггров был тяжело болен и вынужден был полностью прекратить свою творческую деятельность. Когда его страдания стали невыносимыми, он зарядил пистолет и выстрелил себе в грудь. Пуля пробила сердце, и смерть была моментальной.

Его похороны состоялись 17 апреля. На Гатчинское кладбище пришло много народу попрощаться с ним. На гроб покойного были возложены венки от Президента Академии Художеств великой княгини Марии Павловны, от общества передвижников, от друзей и знакомых.

Его могила с памятником сохранилась до наших дней. На Гатчинском кладбище, в его лютеранской части, сохранился интересный мраморный памятник. Скромная надпись на нем указывает, что здесь похоронен академик Александр Карлович Беггров, скончавшийся в 1914 году. Некролог в местной газете «Жизнь Царскосельского уезда», подписанный гатчинцем Павлом Мудролюбовым, близким другом покойного, сообщает:

«В ночь на 15 апреля в Гатчине выстрелом из револьвера в сердце покончил с собой 73-летний Александр Карлович Беггров – академик живописи, почетный член академии Художеств, член общества трезвенников.
Последние годы А.К. Беггров болел неизлечимой болезнью; частые приступы изнурительных страданий все больше и больше отнимали покой, надежду на выздоровление… При таких страданиях, при отсутствии возможности взяться за любимое дело, при долголетнем одиночестве, казалось, художнику терялся смысл жизни.
Последние месяцы он как-будто подводил итог жизни: свои оставшиеся произведения частью продавал, частью раздавал своим знакомым; дарил художественные принадлежности, некоторые сжигал; постоянно говорил о смерти, не брался за кисть. Наконец, смерть друга Варгина, которую он оплакивал целую ночь, усилила духовную скорбь и без того наболевшего сердца художника…
Вечером 14 апреля А.К. Беггров лег спать и, выждав, когда в квартире все стихло, встал, положил на видное место записку о самоубийстве, покрыл кровать пледом, лег на нее и, закутав ноги одеялом, выстрелил в сердце. Вызванный врач мог только констатировать смерть.» 

Сегодня картины художника можно увидеть в Центральном военно-морском музее имени Петра Великого и Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, а также в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в городе Петрозаводске. Картины художника А.К.Беггрова выставляются и продаются на аукционах: https://sovcom.ru/avtori/avtor/%D0%B1/3633/?p_f_2_1=3633&p_f_3_1=3633

Картина Беггрова А.К.  «У причала»

У причала

 

Состояние: в хорошем состоянии.

Техника: холст на фанере, масло, лак, рама — современный итальянский багет.

Размеры: без рамы 27х40 см,

Картина в  правом нижнем углу имеет характерную авторскую подпись A.Beggrow.