«Какая ж это чужбина?»

Как известно Федор Иванович Шаляпин приезжал в Чехию неоднократно. Впервые он вместе с семьей побывал на курорте Мариенбад, а ныне Марианске Лазни, в 1912 году и предполагал приехать вновь уже с концертами, но помешала Первая мировая война.

Вечерний концерт у колоннады. Мари

Колоннада в Марианских Лазнях. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

В 1922 году Шаляпин покинул советскую Россию для длительных гастролей, после которых назад  не вернулся. Произошло это из-за того, что в 1927 году факт пожертвования им денег детям эмигрантов был истолкован как поддержка белогвардейцев. Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

Жены_шаляпина

           Федор Шаляпин с Иолой Торнаги                                                              Федор Шаляпин и Мария Петцольд

Есть сведения, что именно в этом году Шаляпин расторг свой первый брак с итальянской балериной Иолой Торнаги, остававшейся в России. Гастролируя по Европе и приехав в Прагу, Шаляпин в одной из православных церквей города официально оформил отношения с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен) – второй своей женой, с которой до этого находился в гражданском браке.

Собор св. Николая в Праге. Чехия

Собор Святого Николая в Праге. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

В 1930 году Шаляпин приехал в Прагу с постановкой оперы Мусоргского «Борис Годунов» и выступил в карлинском театре. Район Карлин был основан в 1817 году как первое пражское предместье под названием Каролиненталь (Karolinenthal), в честь супруги императора Франца II Каролины-Аугусты. В состав Праги район был включён в 1922 году.

Костел св. Кирилла и Мефодия в Карл

Костёл св. Кирилла и Мефодия в Карлине. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Театр-варьете в Карлине – это один из трех самых старых театров Праги. Как утверждали пражские театралы, он открылся через 15 дней после пожара Национального театра в 1881 году. Инициатором постройки театрального здания был чешский бизнесмен Эдуард Тихий, который, путешествуя по Европе, был впечатлен популярными в то время театрами-водевилями. Он решил организовать нечто подобное в родной Праге и обратился к архитектору Отто Эхлену. Проект здания театра был выполнен в стиле неоренессанс. В 1897 году театр в Карлине впервые реконструировали, изменив интерьеры: зрительный зал и ресторан, придав им черты необарокко. Автором реконструкции стал архитектор императорского двора знаменитый Фридрих Оманн.

Театр_в_Карлине

Театр в Карлине. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

За время своего существования театр в Карлине процветал с самого начала и подвергался модернизации и ремонту множество раз, не отставая от веяний времени. Последняя реконструкция была осуществлена в начале XXI века после печального наводнения 2002 года, от которого здание существенно пострадало. Театр открылся 12 октября 2006 года и с тех пор носит название Музыкальный театр Карлин.

Но вернемся в 1930 год, когда в этом театре гастролировал Федор Иванович Шаляпин с труппой «Русская опера». Сохранились воспоминания актера Франды Мразека об этом выступлении, а вернее о том, что: «после спектакля Шаляпин выразил желание выпить стакан доброго вина. Нечего удивляться, что его поклонники привели его в известный артистический винный погребок Куманово. Его появление вызвало у веселящихся артистов бурю восторга, но постепенно все вернулось в обычное русло. Пели национальные песни и сиюминутные шлягеры, и нестареющие песенки, а Шаляпин чувствовал себя, как дома. Ему очень нравилась обстановка, и в один прекрасный момент к нему подсел Франта Сауэр, который побывал в России и обратился к Шаляпину на родном языке маэстро».

Сауэр

Франта Сауэр (1882-1947)

Надо сказать, что Франта Сауэр был легендарной личностью, начиная с того, что он был другом Ярослава Гашека и первым издателем его «Бравого солдата Швейка», и заканчивая тем, что слыл представителем пражского богемного искусства и известным жижковским разгильдяем, по инициативе которого и при его непосредственном участии в 1918 году была разрушена Марианская колонна на Староместской площади. Но это другая история.

prg0041_thumb

Марианская колонна на Староместской площади. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Так вот, продолжая рассказ Фанды Мразека: «Шаляпин был приятно удивлен. Завязалась беседа. И вдруг Франта Сауэр заявил: «Маэстро, все присутствующие здесь – исключительно артисты, у них всегда в кармане пусто, а билеты на Ваше выступление были неприлично дорогими. Если бы Вы здесь спели для них, это было бы незабываемое событие».

Мразек

Фанда Мразек (1903-1970)

Шаляпин, не раздумывая, ответил: «Хорошо. Спою». Франта встал, захлопал в ладоши, призывая народ к тишине, и сказал: «Друзья! Мой друг Шаляпин согласился спеть для вас несколько песен. Так что будьте добры, тишина!» «Пойдем!» — обратился он к певцу. И тот запел. Тишина, которая наступила во время его пения, была затишьем перед бурей, которая разразилась после того, как он допел. Всех охватил безграничный восторг.

Шаляпин должен был петь песни одну за другой, и пропел целый час, потому что публика требовала еще и еще. Франта между тем взял шляпу и начал ходить между столами, приговаривая полушепотом: «Ребята, для бедных у моего стола», и каждый, на подъеме эмоций с удовольствием бросал в шляпу, сколько мог.

Шаляпин_открытка

Ф.И.Шаляпин (1873-1938)

После того, как Шаляпин закончил петь, Франта сердечно поблагодарил его и пригласил прийти назавтра. Шаляпин, к своему огорчению, должен был отказаться от приглашения, так как уже уезжал. Он произнес речь, в которой подчеркнул, что еще нигде так хорошо не развлекался, и под нескончаемые овации покинул заведение.

Франта после его ухода высыпал из шляпы содержимое, пересчитал деньги и произнес: «Видите, ребята, теперь-то мы заживем! Вот этим заплачу долги, вот это отложу как предоплату на следующую неделю, а это отнесу в соседнее кафе Тумовка, чтобы там знали, что я возвращаю долги! Метрдотель Кейрж глазам своим не поверит, он уверен, что я никогда не заплачу».

В.Чирикова

В.Г.Чирикова — она слышала Шаляпина

Не менее интересными фактами из жизни Шаляпина поделилась и член общественного совета нижегородского Шаляпинского общества Валентина Георгиевна Чирикова. Она вспоминала, что: «в 1932 году они жили в Праге, и ей было всего четыре года, потому что ее семья эмигрировала и поселилась в Чехии после революции 1917 года. Эмигранты старались своим детям привить все самое лучшее из русской культурной традиции, несмотря на то, что росли они вдали от родной земли. На концерт Шаляпина детей семьи Чириковых решили сводить обязательно, взять даже малышей, именно поэтому и попала Валентина в концертный зал».

Чириков1

Е.Н.Чириков (1864-1932)

Дед Валентины Георгиевны,  Евгений Николаевич Чириков, писатель, драматург и публицист был широко известен читателям конца XIX — начала XX столетия в России. Его произведения были чрезвычайно популярны, а пьесы в начале XX века ставились во многих театрах страны, включая и Московский Художественный театр. Да и Чириков с Шаляпиным были знакомы и дружили.

Группа участников литературного м

Участники литературного кружка «Среда». Старая дореволюционная почтовая открытка.

«Я помню, как мы с бабушкой торопились, — продолжала Валентина Георгиевна, — шли по широкой лестнице, немного опоздали и нас провели в зал через боковую дверку. Мы сидели совсем рядом со сценой, наверное, в третьем ряду, не дальше. Мне как ребенку очень понравилась песня о блохе. Сам Шаляпин поразил меня своей могучей фигурой и сильным голосом. Уже став взрослой, я узнала, что это был не совсем обычный концерт. Оказывается, на этот концерт Шаляпина были приглашены и президент Чехословакии и многие министры, но они не пришли. Причиной такого бойкота стало то, что тогдашний президент Чехословакии Томас Масарик был убежденным трезвенником, а Шаляпин, прибыв в Прагу, выпил подряд три рюмки водки и сказал, что любит жизнь. Бойкот чешской элиты Шаляпина не расстроил. Публика была им покорена, он пел и по-чешски, и по-русски, причем благодаря прекрасной дикции Федора Ивановича публика его прекрасно понимала и по-русски, потому что многие слова в этих двух языках звучат очень похоже».

Улица Вацлавская площадь в Праге. Ч

Пересечение улицы Водичкова с Вацлавской площадью. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

По всей видимости, в этот раз Шаляпин выступал на сцене концертного зала «Люцерна», который находится на улице Водичкова, недалеко от Вацлавской площади. Дворец возведен в переходном стиле от сецессиона к модерну по проекту инженера Вацлава Гавела, деда первого президента Чехии, в виде пассажа, как многофункциональное здание, в котором разместились многочисленные магазины, кафе, галереи,  кинотеатр и собственно концертный зал Люцерны, рассчитанный на 4000 мест. «Люцерна» в переводе с чешского означает «Фонарь». Говорят, что жена Гавела, увидев в 1907 году проект здания, сказала: «Здесь очень много стекла, и дом похож на фонарь». Гавелу понравилось это название. Строительство осуществлялось в несколько этапов с 1907 года по 1920 год. Кстати, в 1991 году комплекс зданий дворца был возвращен семье Гавелов – сейчас им владеет жена брата первого президента Чехии.

Люцерна

Дворец Люцерна на улице Водичкова в Праге. Современное фото

На другом краю улицы Водичкова, которая упирается в площадь Карлово наместе, рядом с Новоместской ратушей, располагался в те годы уже известный нам кабачок у Куманова.

prg0037_thumb

Новая ратуша на Карловом наместе. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Поэтому,  возможно, именно к этому визиту Шаляпина в Прагу с концертами относится воспоминание Александра Николаевича Вертинского – известного шансонье, киноактёра, композитора и поэта, который в это время тоже находился в эмиграции.

Афиша_Вертинского

Старая афиша А.Вертинского

Он вспоминал, что: «однажды мы сидели с ним в Праге, в кабачке у Куманова, после его концерта. С нами было несколько журналистов и друзей. После ужина Шаляпин взял карандаш и начал рисовать на скатерти. Рисовал он довольно хорошо. Когда ужин кончился, и мы расплатились, хозяйка догнала нас уже на улице. Не зная, что это Шаляпин, она набросилась на Федора Ивановича, крича:

— Вы испортили мне скатерть! Заплатите за нее десять крон!

Шаляпин подумал.

— Хорошо, — сказал он, — я заплачу десять крон, но скатерть возьму с собой!

Хозяйка принесла скатерть и получила деньги, но, пока мы ждали машину, ей уже объяснили, в чем дело.

— Дура, — сказал ей один из ее приятелей, — ты бы вставила эту скатерть в раму под стекло и повесила в зале как доказательство того, что у тебя был Шаляпин. И все бы ходили к тебе и смотрели. Хозяйка вернулась к нам и протянула с извинением десять крон, прося вернуть скатерть обратно. Шаляпин покачал головой.

— Простите, мадам, — сказал он, — скатерть моя. Я купил ее у вас. А теперь, если вам угодно ее получить обратно… пятьдесят крон! Хозяйка безмолвно заплатила деньги».

Вид на Народный Театр со стороны ре

Национальный театр в Праге. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Очередной приезд Шаляпина в Прагу состоялся в 1937 году во время гастролей по Европе. Была осуществлена очередная постановка оперы «Борис Годунов» на сцене Национального театра. Эти европейские гастроли окончились выступлением Шаляпина в концерте, приуроченном его организаторами столетию Федерации бакалейщиков  в английском городе Истборне. Так получилось, что этот концерт был последним…