Италия для того, чтобы жить.

Многим известен тот факт, что Николай Васильевич Гоголь долго прожил за границей и особенно любил Италию. Уехал он за границу в июне 1836 года, где пробыл с перерывами около десяти лет. В общей сложности только в Италии Гоголь провел восемь лет, уезжая и возвращаясь сюда снова и снова. Многие произведения были написаны им именно в Риме.

Николай Васильевич Гоголь
 (1809-1852)

Впервые Гоголь приехал в Рим в марте 1837 года. Александру Данилевскому, другу своего детства, он писал, что Вечный город сначала показался ему маленьким. «Но чем далее, он мне кажется большим и большим, строения огромнее, виды красивее, небо лучше, а картин, развалин и антиков смотреть на всю жизнь станет. Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь», — добавлял писатель.

Баркачча

Фонтан Баркачча на площади Испании у Испанской лестницы, созданный Пьетро Бернини.
 Современное фото

Он поселился на тихой улице, в небольшом каменном доме, где снимал комнату, похожую, по его словам, на «старую залу с картинами и статуями».  Точнее вместе с Иваном Золотаревым Гоголь снял две комнаты у домовладельца Джованни Мазуччи по адресу Виа Сант-Исидоро, 17. Продолжая письмо Данилевскому, Гоголь написал о том, как его разыскать: «Из Piazza di Spagna подымись по лестнице наверх и возьми направо. Направо будут две улицы, ты возьми вторую; этой улицею ты дойдешь до Piazza Barberia… По этой улице ты пойдешь все вверх, пока не упрешься в самого Исидора, который ее замыкает, тогда поверни налево». Кстати, в центре Piazza Barberini расположен  примечательный фонтан — Fontana del Tritone.

Тритон

Фонтан Тритона на площади Барберини, созданный Джованни Бернини. Современное фото

Дом же, в котором остановился Гоголь в первый свой приезд в Рим, находился на пересечении Via di San Isidoro с Via degli Artisti. Этот дом не сохранился. Если же спуститься по Via degli Artisti до Via Francesco Crispi, то по ней уже можно пройти и до Via Sistina, где жил Гоголь в последующие свои приезды в Рим. Правда в то время эта улица называлась улицей Феличе —  Via Felice или Счастливой улицей.

1845._Н._В._Гоголь_в_группе_русских_художников_в_Риме

Н.В.Гоголь в группе русских художников в Риме. Фото 1845 года

Когда Гоголь впервые приехал в Рим, здесь было около двадцати русских художников — стипендиатов Российской Академии художеств. Еще заложенная царем Петром I традиция посылать на стажировку в Италию русских художников в 1820 году получила материальную основу с возникновением Общества Поощрения Художников. Появилась возможность во время стажировки получать стипендию. Такими первыми пенсионерами, кстати, были братья Брюлловы. Скромные средства, выделяемые стипендиатам, обеспечивали молодым художникам безбедное существование.

Доска

Мемориальная доска на доме по улице Via Sistina, где жил Н.В.Гоголь. Современное фото

По совету группы русских художников — стипендиатов Гоголь обратился к домовладельцу Джованни Мазуччо, который подбирал квартиры им. Но дело в том, что писатель не мог оплачивать квартиру в свое отсутствие, возвращаясь в Россию. И когда он вновь приезжал в Рим, владелец обычно предлагал ему любую другую свободную квартиру. Поэтому Гоголь, живя в этом доме с 1837 по 1843 годы, сменил, по крайней мере, четыре квартиры. Например, когда он приехал в Рим в октябре 1842 года вместе с Николаем Языковым, они поселились сначала в отеле «Россия», что находится до сих пор на Piazza del Popolo. И только через несколько дней Гоголь переехал  в тот же дом на Strada Felice. Возможно, сразу не нашлось там свободной квартиры.

Вид с террасы Наполеона на площадь

Вид с террасы Наполеона на площадь Пополо. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

В Риме русские художники и литераторы любили собираться недалеко от площади Испании, на которую выходит нынешняя улица Via Sistina и на которой находится Испанская лестница, что ведёт к церкви Тринита-деи-Монти, одна из главных достопримечательностей Рима. Исследователи даже не берутся точно подсчитать, сколько раз по ней поднимался и спускался Гоголь. За ней находится один из входов в римский ландшафтный парк – вилла Боргезе, второй вход — с площади Piazza del Popolo.

Храм Эскулапа на вилле Боргезе в Ри

Храм Эскулапа на вилле Боргезе. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

В XIX веке большая часть парка была оформлена в английском стиле. Одной из хозяек усадьбы в то время была Елена Боргезе, урождённая Аппоньи, внучка русского сановника А. Х. Бенкендорфа. В повести «Рим» Гоголь лишь мельком упоминает виллу Боргезе, ставшую символом просвещенного римского меценатства. Тем не менее, в 2009 году в парке виллы Боргезе открыт памятник Гоголю работы Зураба Церетели.

Без имени-3

Храм Эскулапа на вилле Боргезе. Современное фото

Если от Испанской лестницы мимо фонтана в виде лодочки «Баркачча» пересечь площадь, то попадешь  на улицу Кондотти — Via Condotti, где расположено старинное кафе Греко — Antico Café Greco. Кафе Греко являлось своего рода интернациональным клубом искусств. Там любили проводить свой досуг многие художники, писатели и композиторы, начиная от Джакомо Казанова, и такие как: Гёте, Байрон, Стендаль, Шелли, Ганс Христиан Андерсон, Бизе, Гуно, Мицкевич, Россини, Берлиоз, Мендельсон, Лист, Вагнер и Тосканини и, конечно, многие русские современники Гоголя: художник-гравер Ф. И. Иордан, художники А. А. Иванов и Ф. А. Бруни, Ф. А. Моллер, художник-стипендиат, будущий ректор Академии по отделению живописи и ваяния П. М. Шамшин, пенсионер итальянского происхождения М. B. Скотти, «римские» пенсионеры-художники В. Е. Раев, И. С. Шаповаленко, Е. Г. Солнцев, С. Т. Федоров и многие-многие другие. И это не случайно, потому что площадь Испании — Piazza di Spagna всегда была центром притяжения для временных и постоянных эмигрантов всех национальностей. В этом кафе Гоголь любил бывать и один, и в компании.

Табличка

В наши дни при входе в кафе Греко висит мемориальная доска со словами «Старинное кафе Греко, основанное в 1760 году». А в глубине на стене, среди других, можно увидеть миниатюрный портрет Николая Васильевича Гоголя, а чуть далее под стеклом исписанный лист бумаги со строками из письма к Плетнёву от 17 марта 1842 года: «О России я могу писать только в Риме, только там она предстаёт мне вся во всей своей громаде…»

Кафе

Старинное кафе Греко на улице Кондотти. Современное фото

Другой знаменитой гастрономической Меккой того времени был ресторане Lepre. «У Зайцева», как называли его русские эмигранты, так как Lepre означает по-итальянски «заяц».

У_зайца

Дворик бывшего кафе Lepre. Современное фото

Этот ресторан упоминается во многих дневниках современников и знакомых Гоголя. Например, с «острым язычком», одна из любимых фрейлин императрицы Александра Осиповна Смирнова-Россет вспоминала, как уговаривала Гоголя, будучи в Риме, не готовить макароны по своему рецепту прямо у нее на дому – «у Лепре это всего пять минут берет».

Смирнова-Россет

Александра Осиповна Смирнова-Россет
 (1809-1882)

Из воспоминаний уже упомянутого И. Ф. Золотарёва также известно, что Гоголь любил готовить козье молоко,  которое он варил особым способом, прибавляя туда рому. Эту стряпню он называл гоголь-моголь и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь». Но Николай Васильевич вовсе при этом не оригинальничал, а готовил подобие поссета – напитка, с рецептом которого познакомился во время жизни в Европе.

Помимо художников, Гоголь часто посещал другое русское общество. Гоголь был частым гостем в салоне у еще одной знакомой, ещё одной «русской римлянки» — Зинаиды Волконской. Он высоко ценил её радушие и кулинарные способности. Когда княгини Волконской не было в городе, Гоголь, по его собственному признанию, чувствовал себя сиротливо.

Волконская

Княгиня З. А. Волконская
(1789-1862)

Знакомство с Волконской скоро переросло у Гоголя в сердечную дружбу, которая скрашивала его жизнь в Риме. Он даже просил направлять корреспонденцию на имя Зинаиды Александровны. В Риме Волконская снимала второй этаж в палаццо Поли, к фасаду которого примыкает самый популярный и известный римский фонтан Треви, где проводила встречи русской художественной колонии.

фонтан1

Фонтан Треви у палаццо Поли. Современное фото

Позднее она приобрела виллу близ храма Сан-Джованни-ин-Латерано с большим участком земли, который, используя сохранившийся древний акведук Клавдия, увитый плющом, превратила в настоящий музей под открытым небом.

Вид

Вид с крыльца виллы Волконской, где сейчас посольство Англии, на базилику Сан-Джованни-ин-Латерано. Современное фото

В тени деревьев была устроена Аллея воспоминаний, где были расставлены колонны и обелиски в память близких её друзей, где был установлен первый памятник А. С. Пушкину.

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Известно несколько римских рисунков Жуковского, который приезжал в Рим и встречался с Гоголем.  А тот по воспоминаниям Смирновой-Россет «хвастал перед нами Римом так, как будто это его открытие». Конечно, она иронизирует, а ведь оно так и было: Гоголь открыл Рим как всемирно-историческое явление, как нечто, не входящее в список «семи чудес света» лишь потому, что больше любого списка. Приезжавшим в Рим друзьям он становился лучшим гидом по городу и окрестностям.

Рисунок Жуковского_ Гоголь_на_вилле_Волконской_1839

Гоголь на крыльце виллы Волконской, 1839 год. Рисунок Жуковского

Есть свидетельство писателя: «Мы с Жуковским на лету рисовали виды Рима,— сообщал Гоголь в очередном письме Данилевскому, добавляя: Жуковский в одну минуту набрасывал по десятку рисунков, чрезвычайно верно и хорошо».

Vasily_Zhukovsky,_1820s

Русский поэт Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852)

Сохранился рисунок Жуковского, где он запечатлел Николая Васильевича Гоголя на крыльце виллы Зинаиды Волконской на фоне возвышающейся вдали базилики Сан-Джованни-ин-Латерано, а также рисунок прогуливающейся хозяйки с Гоголем в своем парке около акведука. Своему товарищу Данилевскому Гоголь в очередном письме от 5 февраля 1839 года сообщал, что они ездят по Риму каждый день с Жуковским, который «весь влюбился в него…»

Гоголь и Волконская у акведука Клавдия. Рисунок Жуковского

А вот со Смирновой-Россет, которую Гоголь тоже хотел приобщить к своему увлечению Римом, он потерпел неудачу. Александра Осиповна в своих воспоминаниях описывает эпизод, что, когда, гуляя в Колизее, она задала Гоголю вопрос о Нероне, о том, где бы мог находиться император во время представлений, по мнению Николая Васильевича, тот был очень разочарован и обескуражен.  Ибо Император Нерон никак не мог сидеть на трибунах Колизея, так как умер еще до постройки Флавиева амфитеатра. А потом, чтобы не показать своего разочарования, насочинял всякие небылицы о поведении Нерона в Колизее, в которые Смирнова-Россет наивно поверила.

Колизей в Риме. Италия

Колизей в Риме. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Совсем по-другому воспринимала и схватывала все на лету юная Мария Петровна Балабина, в замужестве Вагнер. С ней Гоголь наиболее щедро делился своим восхищением древним городом: «И когда я увидел наконец во второй раз Рим, о, как он мне показался лучше прежнего! …Был у Колисея, и мне казалось, что он меня узнал… был величественно мил и на этот раз особенно разговорчив. Я чувствовал, что во мне рождались такие прекрасные чувства!»

Арки акведука в сельской местности

Дорога вблизи Рима. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

А ещё Николай Васильевич любил дорогу, любил находиться в движении – это давало ему жизненные силы. Дорога всегда манила его, и он много раз хватался за нее, «как погибающий и тонущий», и она его спасала. В дороге он чувствовал, что живет. Люди, пейзажи, запахи, новые лица, дома, квартиры – везде его приметливый глаз замечал детали, которые можно было бы использовать в произведениях. «В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками…»