Государыня Кострома

Город Кострома, основанный Юрием Долгоруким в 1152 году, расположен при впадении реки Костромы в Волгу. Единого обоснования происхождения названия города не существует. Наиболее вероятно, что это гидроним. В связи с распрями между сыновьями владимирского великого князя Всеволода Большое Гнездо мы имеем первое летописное упоминание о городе Костроме от 1213 года. Кремль, который находился по левому возвышенному берегу устья реки Костромы, был заложен здесь в 1416 году. Успенский собор стоял в Костромском кремле и был известен как место, где находится святыня Костромской земли — Феодоровская икона Богоматери, приписываемая евангелисту Луке. Собор был разрушен в 1930-е годы вместе с другими кремлёвскими постройками. После недавно проведенных археологических раскопок началось воссоздание Успенского собора.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

Икона же Богоматери с 1991 года находится в Богоявленском соборе женского Богоявленско-Анастасиинского монастыря, ставшего кафедральным собором Костромской епархии. Монастырь этот основан учеником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой. Каменное строительство началось с закладки Богоявленского собора в 1559 году, и поэтому первоначально назывался просто Богоявленским. После неоднократных пожаров монастырь был в 1863 году приписан к Анастасьину монастырю и получил название Богоявленско-Анастасьина. После революции 1917 года монастырь был закрыт и возрожден 20 июля 1990 года как Богоявленско-Анастасиин женский монастырь определением Священного Синода Русской православной церкви.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

На правом берегу реки Костромы расположен мужской Ипатьевский монастырь, упомянутый впервые в летописи в 1432 году. Но считается, что обитель была заложена татарским вельможей Четом в 1330 году, который стал родоначальником знатной русской фамилии Годуновых. По легенде захворавший Чет остановился на ночлег в месте впадения реки Костромы в Волгу, где ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий. Благодаря этому явлению Чет чудесным образом исцелился, принял решение принять православие и крестился под именем Захария, а на этом месте повелел основать иноческую обитель.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

В 1560 году в монастыре на деньги Годуновых возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию. Еще четверть века спустя он был окружен каменными стенами толщиной в полтора метра, и Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищающей подступы к городу. В 1612 году в монастыре скрывался от поляков малолетний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе бояре призвали Михаила Федоровича на царство. С тех пор монастырь в Костроме называют колыбелью дома Романовых. Прекративший свое существование как монастырь после революции 1917 года, монастырь с 1958 года являлся государственным историко-архитектурным музеем-заповедником. Возрождение монастыря началось с 1992 года.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

В 1708 году по указу царя Петр I Кострома стала провинциальным городом Московской губернии. В 1781 году императрица Екатерина II утвердила генеральный план застройки Костромы, по которому началось строительство новых гражданских зданий – была закончена соборная колокольня, создавшая вокруг себя пространственную городскую среду, став главной доминантой города, возведены новые торговые ряды. По этому плану возникла центральная площадь города, названная первоначально Екатеринославской, а в 1835 году указом Николая I переименованная в Сусанинскую.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

В 1851 в центре Сусанинской площади был открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, созданный скульптором В.И.Демут-Малиновским. Хотя памятник именовался Сусанинским, и Н.Некрасов писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Стоит из меди кованный,

Точь-в-точь Савелий-дедушка,

Мужик на площади.

«Чей памятник?» — Сусанин..,

композиция представляла собой стелу, на вершине которой располагался бюст юного царя Михаила Фёдоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест, а внизу у колонны из красного гранита на цоколе размещалась фигура коленопреклоненного молящегося народного героя в крестьянском костюме. В годовщину революции 1917 года памятник был разрушен, как «оскорбляющий чувства народа». В 1967 году новый памятник Ивану Сусанину, автором которого являлись скульптор Н.А.Лавинский при участии академика Н.В.Томского и архитекторы М.П. Бубнов и М.Ф.Марковский, был поставлен неподалеку от прежнего места расположения.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

Сусанинская площадь – это центральная площадь Костромы, интересная тем, что сохранила до наших дней архитектурный ансамбль, состоящий из зданий постройки начала XIX века. Это и дом Борщева, и пожарная каланча, и гауптвахта, и здание присутственных мест, которые отлично гармонируют друг с другом. Самое высокое здание площади – это, конечно, здание пожарной части, построенное архитектором П.И.Фурсовым в стиле классицизма в 20-е годы XIX века. Дом сенатора и генерал-лейтенанта Сергея Семеновича Борщова – самое представительное здание площади, похожее больше на дворец, чем на особняк, построен в классическом стиле архитектором Н.И.Метлиным, примерно, в те же годы, что и каланча. Недаром здесь останавливался царь Николай I и будущий император Александр II.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

В Костроме к празднованию 300-лети дома Романовых был открыт музей. Здание Романовского музея было специально спроектировано и построено для размещения коллекции, собранной членами Костромской губерской ученой архивной комиссии (КГУАК) под руководством историка Н. Н. Селифонтова. Оно представляет собой кирпичный прямоугольный в плане дом, вытянутый своим фасадом вдоль улицы, в псевдорусском стиле. Здание имеет симметричную композицию и вызывает ассоциации с русской архитектурой XVII–XVIII веков. В настоящее время в музее как постоянная экспозиция размещена коллекция предметов, посвященная боярским родам Годуновых и Романовы, а также картинная галерея, включающая работы художников Е.В.Честнякова и Б.М.Кустодиева.

Старая дореволюционная почтовая открытка

Старая дореволюционная почтовая открытка

Друзья, спасибо, что смотрите наш сайт!  Пандемия коронавируса — испытание для всех нас. Мы обращаемся к вам за помощью. Если вам нравится наш сайт, если понравилась очередная публикация, вы можете поддержать нас. Даже 100 рублей, перечисленные вами, могут помочь нам сохранить проект.