Вышний Волочёк — «тверская Венеция»

Первые летописные упоминания о Вышнем Волочке относятся к 1437 и 1471 годам. Но историк В.Н.Татищев считал, что именно Вышний Волочек упоминается в летописных записях 1135 года.

Петропавловская церковь (не сохранилась). Старая почтовая открытка
 Петропавловская церковь (не сохранилась). Старая почтовая открытка

Поселение возникло на водоразделе двух водных бассейнов — Балтийского и Каспийского: здесь грузы, привезенные со стороны Волги, поднимались по реке Тверце до Николо-Столбенской пристани, разгружались и гужевым транспортом перевозились до реки Цна, там товары снова грузились на суда и водой шли в Новгород. Место сухопутной перевалки и получило название «Волок» или «Волочёк». В связи с этим оно часто подвергалось нападению, опустошению и разграблению, особенно в смутные времена.

Богоявленский собор (справа) сохранился. Старая почтовая открытка
Богоявленский собор (справа) сохранился. Старая почтовая открытка 

В начале XVIII века это место привлекло внимание царя Петра I, который решил построить здесь первую искусственную водную систему. Но первоначальный неправильный расчет инженеров при строительстве шлюзов сделал канал несудоходным.

Старая почтовая открытка

Старая почтовая открытка

Заработала Вышневолоцкая водная система только в 1722 году после воплощения технических идей выдающегося гидротехника-самоучки Михаила Сердюкова. Благодаря ей город в последствии нередко стали называть тверской Венецией. В Вышнем Волочке сохранился дом Сердюкова, известный, правда, больше как «Домик Петра», — это здание, в котором достоверно бывал Петр I.

Дом Сердюкова. Старая почтовая открытка
Дом Сердюкова. Старая почтовая открытка

С именем императрицы Екатерины II связана дата 1770 года, когда Вышнему Волочку был дарован статус города, с присвоением ему в 1772 году герба. Это время расцвета Вышнего Волочка. Именно в этот период Вышний Волочёк становится основной водной транспортной артерией, снабжающей новую столицу, Санкт-Петербург, различными товарами.

Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка

С момента открытия Николаевской железной дороги значение канала несколько уменьшилось, а в XX веке совсем сошло на нет.

Друзья, спасибо, что смотрите наш сайт!  Пандемия коронавируса — испытание для всех нас. Мы обращаемся к вам за помощью. Если вам нравится наш сайт, если понравилась очередная публикация, вы можете поддержать нас. Даже 100 рублей, перечисленные вами, могут помочь нам сохранить проект.