Архангельск – дверь в Европу

Первые сказания о путешествиях новгородцев в двинскую землю датируются XI веком. В XII веке архиепископ Новгородский Иоанн основал в устье Северной Двины Михайло-Архангельский монастырь, около которого была сооружена пристань, и появилось поселение. Однако первое письменное упоминание в летописи, дошедшее до нас о Михайло-Архангельском монастыре, что расположен на мысе Пур-Наволоке,  датируется 1419 годом в связи с тем, что он был разорен мурманами или норманнами, то есть норвежцами.

Архангельск_2

Старая дореволюционная почтовая открытка

Известен факт, что в эти земли Двинского залива в 1553 году приплыл Ричард Ченслер по Белому морю и бросил якорь на Летнем берегу у села Нёнокса, а затем проплыл к Николо-Корельскому монастырю на острове Ягры, где пристал к берегу в бухте святого Николая. Был послан гонец к царю Иоанну Грозному, который и пригласил Ченслера в Москву. Так началась торговля между Москвой и Лондоном.

Архангельск_5

Старая дореволюционная почтовая открытка

Когда в результате Ливонской войны в 1582 году Россия потеряла Ивангород, Ям и Копорье, то есть все выходы к Балтийскому морю, взор Иоанна Грозного обратился к берегам моря Белого. Холмогоры, который к тому времени уже существовал как торговый и административный центр на побережье Белого моря, не утраивал царя, и он в 1583 году издал указ о строительстве нового «города для корабельной пристани». И уже в 1584 году была сооружена на высоком берегу Северной Двины, близ Михайло-Архангельского монастыря, хорошо укрепленная деревянная крепость, названная Новохолмогорами. К 1587 году вокруг крепости был отстроен посад, учрежденный царской грамотой как Новый Холмогорский город, завершено строительство гостиных дворов, а в новый порт официально переведена вся морская торговля с иностранцами. Местные жители называли посад по Михайло-Архангельскому монастырю — Архангельским городом. С 1613 года он стал именоваться так официально, и только во второй половине XVII века за ним закрепилось более короткое название — Архангельск.

Архангельск_6

Старая дореволюционная почтовая открытка

Благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы в начале XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония, а город вступил в эпоху своего расцвета, в связи с чем стали появляться и каменные здания. Первым таким сооружением был гостиный двор, построенный  в 1668-1684 годы по проекту архитектора Д.Старцева, после того как сильный пожар в городе уничтожил почти все деревянные строения. Частично сохранившийся и несколько перестроенный, но сегодня отреставрированный, он передан в распоряжение Краеведческого музея города.

Архангельск_10

Старая дореволюционная почтовая открытка

В 1685-1689 годах по благословению архиепископа Афанасия на территории Михаило-Архангельского монастыря был выстроен пятиглавый каменный собор, который являлся самым древним храмом Архангельска. Но в 1931 году собор, колокольня и часть монастырской стены с башнями были разобраны, а позднее вся территория монастыря была застроена жилыми домами.

Архангельск_8_8

Старая дореволюционная почтовая открытка

В начале XVIII века в центре Архангельска, был построен величественный каменный двухэтажный Свято-Троицкий собор, превратившийся в зрительную доминанту города, которому не было равных на Севере. По местному преданию место для будущего храма указал сам Петр I во время пребывания в Архангельске. Свято-Троицкий кафедральный собор в течение двух веков был духовным центром города вплоть до 1929 года, когда борьба с религией набрала особую силу в России, и он был разрушен.

Архангельск_7

Старая дореволюционная почтовая открытка

Кипучая деятельность Петра I преобразила жизнь Архангельска. Так в 1693 году была основана Соломбальская казенная верфь, ставшая позднее Архангельским адмиралтейством. Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Кузнечихой, и первая попытка строительства морского галиота была здесь предпринята еще в 1581 году голландскими купцами. Царь Петр, как известно, поддерживал частную инициативу и разрешил купцам Бажениным основать первую в России частную судостроительную вервь в селе Вавчуга на Северной Двине. На этих двух верфях во времена царствования Петра I было построено около 150 судов, в том числе большие пятидесяти и семидесяти пушечные военные корабли. А в общем за время своего существования Соломбальская верфь спустила на воду 500 судов различного типа.

Архангельск_4

Старая дореволюционная почтовая открытка

Для пребывания царя и его свиты на острове Маркове на Двине была поставлена небольшая деревянная изба. Здесь Петр I провел около двух месяцев. Домик Петра имел типичное для российских изб устройство и был собран из готовых венцов. Он имел всего четыре комнаты, кроме передней, коридора и кухни; наибольшей из комнат являлась передняя. Остров Марков часто затапливало весенним половодьем, и в 1710 году домик был повреждён  льдинами, после чего его перенесли на форштадт Новодвинской крепости. После упразднения крепости в 1863 году домик Петра был перевезён в Архангельск, где он стоял на набережной Северной Двины, укрытый для сохранности сначала деревянным, а затем каменным «футляром». В 1934 году,  благодаря стараниям архитектора Петра Барановского, он был перевезен в Москву и в 1936 году собран на новом месте, где до сих пор украшает музей-усадьбу «Коломенское».

Архангельск_1

Старая дореволюционная почтовая открытка

Набережная Северной Двины – одна из главных и протяженных улиц Архангельска, берет ныне свое начало около Севердвинского моста и заканчивается около Кузнечевского моста. За время своего существования она сменила множество названий, и до 1935 года была разделена на несколько частей — Торговая набережная и Петровский бульвар. Нынешнее название набережная получила в 1993 году.

Архангельск_11

Старая дореволюционная почтовая открытка

В 1708 году по указу Петра I Архангельск становится центром вновь образованной Архангелогородской губернии, а другим указом Петра I от 1722 года вся внешняя торговля из Архангельска была перенесена на берега Невы, и главный на тот момент порт России замер, уступив это право Санкт-Петербургу. И лишь с началом царствования императрицы Екатерины II в 1762 году, когда петровский запрет был отменен, Архангельск вновь возродился как крупный торговый порт и был таковым вплоть до середины XIX века. С 1794 года город застраивался по  регулярному плану, согласно которому были сформированы параллельные набережной широкие улицы.

Архангельск_9_9

Старая дореволюционная почтовая открытка

В 1862 году в связи с обмелением устья Северной Двины был издан правительственный указ о закрытии главного порта в Архангельске при сохранении «при сем порте лишь гидрографической части и управления  маяками и лоцией». Потеряв в очередной раз торговую привлекательность, Архангельский порт остался незаменимым для осуществления снаряжения походов в Арктику, что в итоге привело к прокладке Северного морского пути. Поэтому его по праву называют и воротами в Арктику. Пришлось это уже на начало XX века, когда возник доселе небывалый интерес к арктическим землям, где еще остались неизведанные места. После установления советской власти в России началась новая эра в освоении Арктики во второй половине 1920-х годов. Так,  ледокольный пароход «Александр Сибиряков» в 1932 году впервые в истории человечества прошел Северным морским путем за одну навигацию.

Архангельск_12

Старая дореволюционная почтовая открытка

Еще со второй половины XIX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Поэтому и современный Архангельск продолжает играть важную роль как крупнейший центр лесообрабатывающей и лесохимической промышленности, где расположены крупные заводы этой отрасли индустрии.

Архангельск_13

Старая дореволюционная почтовая открытка