Усадьба Гончаровых на Яузе.

На Яузской улице высится лазоревого цвета колокольня храма – Живоначальной Троицы в Серебряниках. Первоначально церковь была деревянной, и письменные источники о ней сохранились с 1620 года, а упоминания о первом каменном храме на этом месте относятся к 1657 году. Здесь в допетровские времена находилась слобода мастеров Государева денежного Серебряного двора.

В 1764-1768 годах к западу от нее построена новая колокольня, взамен старой, на средства владельца располагавшейся по соседству усадьбы А. А. Гончарова, прапрадеда Натальи Гончаровой, жены А. С. Пушкина, который оборудовал внизу вновь построенной колокольни свою домовую церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Афанасий_Абрамович_Гончаров

Купец и промышленник, коллежский асессор
Афанасий Абрамович Гончаров
(1693-1784)

Эта колокольня, построенная архитектором Карлом Бланком в стиле барокко, имеет композиционное сходство с колокольней Никольского собора в Санкт-Петербурге, которая считается одним из самых совершенных произведений русской архитектуры. Но московская колокольня выглядит чуть тяжеловеснее и массивнее своего изящного прообраза. Здание нынешней церкви было перестроено в 1781 году с использованием части стен и подклета старой каменной церкви.

Церковь перестраивалась на средства купчихи Т. И. Суровщиковой, жившей неподалеку, на Швивой горке. Суровщикова была дочерью московского купца Ильи Солодовникова, содержателя главной суконной мануфактуры. Ее муж, Василий Суровщиков, принадлежал к самой богатой прослойке московского купечества и даже имел почетное звание «именитого гражданина» Москвы, коих в то время в Москве насчитывалось всего 11 человек. Они освобождались от телесных наказаний, могли приобретать загородные дома и сады, по городу ездить в карете, запряженной парой или четверкой лошадей, а потомство именитых граждан получало статус дворян.

Кремль от Швивой горы. Москва

Вид на Москву от Швивой горки. Старая почтовая открытка начала ХХ века

Троицкая церковь приобрела тот вид, который мы видим сейчас, после перестройки приходского храма Суровщиковой и пристройки Гончаровым новой колокольни. Позже она лишь обновлялась, без серьезных стилистических изменений.

Церковь закрыли сразу после революции, какое-то время она использовалась как жилой дом, затем в ней разместили канцелярские помещения, а ещё позже – склад студии «Диафильм». В 1950-60-е годы колокольню, а позже и сам храм отреставрировали и даже поставили на ней крест, но вернули церковь верующим только после 1991 года.

Церковь Живоначальной Троицы в Серебряниках является прекрасным, выразительным примером раннеклассической и барочной архитектуры. Однокупольный храм с широким восьмериком в основании, увенчанный небольшой главкой на тонком граненом трибуне, портик с колоннами, высокая, основательная колокольня с обилием колонн, ее высокие арочные проемы, острые контуры карнизов и простой силуэт ее верхнего яруса, как бы дублирующий главку основной церкви, создают гармоничный, цельный, художественно выразительный ансамбль. Ну и конечно, потрясающий яркий лазоревый цвет.

Серебрянический_пер

Серебрянический переулок. Фото 80-х

Серебрянический переулок, в котором возвышается церковь Троицы, до сих пор пропитан неповторимым московским духом, настоящей русской историей. Недаром это место прежде и сейчас служит натурой для съемок художественных фильмов, посвященных событиям XVIII-XIX веков. Здесь снимались фильмы по мотивам произведений Чехова, Толстого, Тургенева. Даже действие одного из популярных ныне романов Бориса Акунина про Эраста Фандорина происходит здесь же, в этом уголке старой Москвы.

Усадьба

Яузская улица 70-е годы ХХ века

Итак, по соседству с Троицкой церковью, вдоль Яузской улицы, располагается уже упоминавшаяся усадьба Гончаровых. В начале XVIII века участок земли рядом с храмом Живоначальной Троицы в Серебряниках вместе с расположенными на нем палатами XV-XVI веков князя И. Б. Черкасского покупает Афанасий Абрамович Гончаров, прапрадед Натальи Гончаровой, владелец полотняной и бумажной фабрик под Калугой. В 1718 году у церкви он строит парусную полотняную фабрику, первоначально фабрика была построена вдоль здания церкви, до нашего времени сохранилась ее одноэтажная часть, почти примыкающая к церкви.

Фасад_из_альбома_Казакова

Фасад усадьбы из альбома М.Ф. Казакова

Усадебный барский дом строился тремя поколениями Гончаровых на протяжении почти всего XVIII века. Вначале дом строился в традициях того времени – боковые флигели стояли отдельно от центрального главного здания, бывшего одноэтажным. В конце же стройки двухэтажные каменные флигели были объединены с центральным домом деревянными галереями-переходами, главный дом при этом был надстроен в дереве до еще одного этажа с мезонином. Проект усадьбы был выполнен в стиле классицизма по проекту ученика М. Ф. Казакова — архитектора И. В. Еготова, и усадебный дом Гончаровых был включен Матвеем Казаковым в альбомы лучших зданий Москвы, существовавших в начале XIX века.

Афанасий_Николаевич_Гончаров

Надворный советник Афанасий Николаевич Гончаров
(1760-1832)

Но судьба богатейшего рода Гончаровых была печальна. Дед Натальи Гончаровой, Афанасий Николаевич Гончаров — тезка своего деда-фабриканта, получив огромное состояние от родственников, сумел прокутить и проиграть в карты миллионное наследство, и все, что смог оставить своим потомкам – это долг в полтора миллиона рублей и расстроенное хозяйство. Наследники не смогли поправить финансовое положение семьи, и вынуждены были распродавать имущество. Усадьба была продана примерно в 1801-1803 годах генерал-фельдмаршалу графу И. В. Гудовичу (1741-1820), являвшемуся главнокомандующим Москвы в 1809 – 1812 годы. Граф Гудович недолго был владельцем усадьбы и продал ее купцу Алексею Смирнову.

Gudovich

Генерал-фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович
(1741-1820)

Во время пожара 1812 года сгорели деревянные второй этаж главного дома усадьбы, мезонин и переходы, соединявшие основное здание с флигелями. После Отечественной войны 1812 года А.Смирнов ремонтирует усадьбу, перестроив ее как три отдельно стоящих дома, как и было изначально. Во время ремонта были сильно изменены фасады дома, а в правом флигеле была установлена великолепная изразцовая печь высотой около 5 метров – то немногое из интерьеров усадьбы, что сохранилось до наших времен.

Магазин Филиппова «колониальных товаров». Старое фото

Параллельно с ремонтом усадьбы в 1820 году Смирнов строит рядом с ней, на углу проезда, оставшегося после сноса белгородской стены, большой дом с шестиколонным тосканским портиком и лепниной для своего сына, Семёна Алексеевича Смирнова, профессора русского права Московского университета, коллежского советника. Говорят, что он разбогател не благодаря своей преподавательской деятельности, а занимаясь совершенно другим. Профессор был опытным советчиком-ходатаем по коммерческим делам у крупных купцов. До начала XX века это было абсолютно отдельное владение на Яузской улице и не имело к владению Гончаровых никакого отношения.

Филиппов_с_супругой

Купец Иван Николаевич Филиппов с супругой Екатериной, урожденной Баскаковой
фотография 1905 года

А. Смирнов продает усадебный дом Гончаровых вологодскому купцу Филиппову, торговцу чаем, сахаром и так называемым «колониальным товаром», который разместил в ней на первом этаже сначала магазин, а затем чаеразвесочную фабрику. За 1818 год в домовой книге значится запись, что «в 3-м квартале у Яузских ворот имеется дом Филипповой Анны Васильевой, Вологодской купецкой жены». А в 1900 году купцы Филипповы приобрели и угловой дом. Так, весь квартал, тянущийся вдоль Яузской улицы, до революции стал принадлежать чаеторговцу Ивану Николаевичу Филиппову и его наследникам.

Дом профессора Семёна Алексеевича Смирнова. Старое фото

После революции 1917 года усадьба была отдана под коммунальные квартиры, также в ней было расположено почтовое отделение. Усадебный дом просуществовал в таком виде вплоть до 1996 года, когда был поставлен вопрос о присвоении ему статуса памятника культуры и последующей реставрации. Около 11 лет понадобилось на урегулирование юридических вопросов, научные изыскания, проектные работы, и еще 4 года продолжалась реставрация, которая была завершена только в 2012 году.

Здание восстановлено в том виде, в котором оно существовало до пожара 1812 года. Фасад здания воссоздан по историческим чертежам, восстановлены подлинные своды здания, парадные окна и двери, паркет из дерева, лепнина, изразцовые печи с латунными задвижками, на фронтоне дома снова можно увидеть разделенный шпагой щит под дворянским шлемом – герб рода Гончаровых.

Современный вид усадьбы Гончаровых и Троицкой церкви . Современное фото

Сейчас в зданиях усадьбы расположились ресторан, магазины и развлекательный клуб. Остается только надеяться, что положительный результат реставрации памятника архитектуры не будет сведен на нет активным клубным движением.