150 лет почтовой карточке.

Первого октября в России отмечается День почтовой открытки. В этом году этому событию исполняется 150 лет. Существует много версий возникновения почтовых карточек, как их стали называть в России после 1909 года, когда надпись «Открытое письмо» была заменена словами «Почтовая карточка». Сейчас трудно сказать, какой вид открытки появился первым, ведь процесс появления самой открытки был вызван сугубо практическими надобностями и в разных странах имел свой путь возникновения и становления.

Валентинка

Старинная английская почтовая карточка «Валентинка»

Например, еще в XV веке в Великобритании производились иллюстрированные поздравительные карточки, которые, по сути, не являлись почтовыми, так как они не предназначались для отправки почтой. В Британском музее в Лондоне англичане хранят, по существу, первую «валентинку», датируемую XV веком, то есть моментом начала книгопечатания в Европе, как пример самой ранней известной открытки. Она принадлежала герцогу Чарльзу Орлеанскому (Charles d’Orléans), который в 1415 году после битвы при Азенкуре попал в английский плен и, будучи заключенным в лондонском Тауэре, передал любовное послание своей супруге.

Вид на крепость Тауэр с Таурэского

Замок Тауэр в Лондоне. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.

Чешские архивные источники утверждают, что первая новогодняя открытка, хотя и на латинском языке, была напечатана в Праге уже в 1605 году. Однако первым упоминанием об открытке, как о поздравительном акте, пересылаемом по почте, можно считать объявление французского гравера Демезона (Demaison) в почтовом альманахе, что «по почте рассылаются гравированные карточки на все случаи жизни, и что  они пересылаются открытыми для всякого». Случилось это в 1777 году. Хотя сами открытки этого периода да нас не дошли, из этого рекламного объявления можно сделать вывод, что первоначальный вид открытки был графическим или в современной терминологии относился к графическому дизайну.

В 1794 году английский художник Добсон (Dobson) нарисовал и отправил своему приятелю рождественскую карточку. Одна сторона содержала текст пожеланий, вторая представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. На следующий год Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. В 1800 году нашелся в Лондоне предприниматель, организовавший продажу таких карточек.

Рождество_викторианская_карочка_1885

Старинная английская рождественская почтовая открытка 1885 года

Как известно, на Рождество личные посещения и поздравления с раннего утра родных и знакомых считались приятной и радостной обязанностью, но весьма хлопотной. Поэтому английская мода – поздравлять друг друга почтовыми открытками очень быстро прижилась в Англии, а затем распространилась по всей Европе.

chotek_karel

Карел Хотек (1783-1868)

Так, успешный предприниматель граф Карел Хотек (Karel Hotek) из Праги, вынужденный выполнять множество светских обязанностей, в 1827 году вместо того, чтобы лично наносить визиты в Рождество и канун Нового года, проявляя тем самым хороший тон, стал автором настоящей первой чешской новогодней открытки. Художник Йозеф Берглер (Josef Bergler) специально для Хотека придумал послания, в которых граф извинялся за вынужденное свое отсутствие, но одновременно выражал пожелания всего самого хорошего в Новом году. По легенде Карел Хотек подписывал свои открытки двумя латинскими буквами: P.F., что означало на французском языке Pour Féliciter – на счастье или пожелание всего хорошего. Позже, уже в начале XX века, надпись P.F. на новогодних открытках ввел художник-график Виктор Стретти (Viktor Stretti). Так на чешских новогодних открытках возникла аббревиатура, малопонятная за пределами страны, соответствующая новогоднему пожеланию. В южночешском городе Таборе такие карточки хранятся в архиве Гуситского музея и организуются выставки, посвященные старинным открыткам.

Можно предположить, что самыми многочисленными почтовыми открытками во всех странах Европы от Англии до России стали, прежде всего, поздравительные открытки «С Рождеством!» и «С Новым годом!», как самого желанного праздника надежды и веры в осуществление мечты.

Генри Коул

Генри Коул (1808-1882)

И все-таки англичане, не желая никому уступать первенства, считают первой официальной коммерческой печатной открыткой ту, которая была изготовлена в 1843 году по заказу Генри Коула (Henry Cole), первого директора музея Виктории и Альберта в Лондоне, сыгравшего ключевую роль во введении в Англии почтовой системы Penny Post. Заказ выполнил художник Джон Каллкотт Хорсли (John Callcott Horsley), изобразив на открытке семью Коула за праздничным столом и снабдив рисунок рождественской поздравительной надписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!», с возможностью персонализации. Всего было изготовлено 1000 штук размером 119 х 162 мм, но из всего тиража до наших дней дошло только 30 открыток.

Henry Cole

Одна из сохранившихся почтовых открыток, выполненная Джоном Каллкоттом Хорсли

Однако массовый выпуск полноценных почтовых карточек начался 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии. Корреспондентские карточки, как они тогда назывались, поступили в продажу на почтамте в Вене и представляли собой бланки из плотной бумаги прямоугольной формы размером 88х123 мм с напечатанной в правом углу почтовой маркой достоинством в два крейцера. Рисунка на этой почтовой карточке не было.

первая открытка

Одна из первых австрийских корреспондентских карточек

Этому событию предшествовала статья австрийского профессора экономики Эммануила Германа (Emanuel Herrmann), в которой доказывалось, что треть писем не содержит секретной информации и, следовательно, эта часть корреспонденции вполне может пересылаться без конвертов. А главным преимуществом открытого письма он видел дешевизну. Хотя эта идея была публично озвучена генеральным директором почты Северогерманского союза Генрихом фон Стефаном (Heinrich von Stephan) еще 30 ноября 1865 года на 5-й конференции Германского почтового союза, но тогда она не получила поддержки.Герман

Эммануил Герман (1839-1902)

Новшество Австро-Венгерской империи мгновенно оценили во многих странах, ведь тариф на пересылку почтовой карточки меньше, чем письма в конверте. Позднее Э.Герман объяснял успешность своего предложения именно тем, что «два крейцера составили всю экономическую стоимость изобретения, которую не смог понять Г.Стефан».

По одной из версий считают, что прототипом современных иллюстрированных видовых открыток является французская почтовая карточка, выпущенная в ноябре 1870 года книготорговцем Леоном Бенардо (Leon Benardo), сюжет которой – франко-прусская война. Л.Бенардо разместил на ней надпись: «Souvenir de la defense nationale», что в переводе значит: «Память о национальной обороне». После этого надпись «Souvenir» или «Сувенир» вошло в моду, и её стали использовать во многих странах, в том числе и в России.

Сувенир

Старинная почтовая открытка 1899 года в стиле «Сувенир»

Идея использования открытых писем или открыток быстро распространилась по остальным странам. В 1871 году их начали издавать почтовые ведомства в Англии, Швейцарии, Люксембурге, Бельгии, Дании и Голландии, в 1872 — в Швеции и Норвегии, в 1873 — в Испании, Румынии, Сербии, Франции, в 1874 году — в Италии. В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Надо отметить, что первые открытки в Америке появились в 1861 году. Инициатором идеи стал (John Charlton), который позже решил перепродать свой патент. Новый обладатель права на идею, Хьюман Липман (Human Lipman), запустил массовое производство карточек. Однако по почте открытки стали отправляться официально только в 1873 году, когда эта идея понравилась и была одобрена правительством США. В 1973 году в честь 100-летия выпуска первой американской почтовой карточки вышла памятная почтовая открытка, почти полностью имитирующая первоначальную карточку.

США_100 лет

Юбилейная открытка 1973 года, повторяющая первую почтовую карточку США 1873 года

В 1874 году в Берне был создан Всемирный почтовый союз или ВПС (UPU), вначале называвшийся Всеобщим и объединивший 21 страну. Сейчас в ВПС входят 192 страны. В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе, проводимым ВПС, в Париже был принят международный стандарт почтовой карточки: 90×140 мм, а в 1925 году стандарт был изменён на 105×148мм, который существует для международной пересылки в соответствии с правилами Всемирного почтового союза и ныне.

Теплице

Старинная почтовая открытка в стиле «Грюсс» с изображением города Теплице

На волне развивающегося туризма почтовые открытки оказались очень популярными, особенно среди отдыхающих на курортах в Европе. Таким образом появились открытки в стиле «Грюсс», которые начали издаваться немецким предпринимателем Й.Мизлером (J.Miesler) в конце 70-х годов XIX века. «Gruss aus…» означает не что иное, как «Привет из…». Такой открыткой можно было легко засвидетельствовать свое пребывание в том или ином месте и, прежде всего, во время отдыха и лечения на водах, как тогда говорили. Сейчас, в XXI веке, вместо открыток этому служат селфи (selfie). Да, несмотря на обилие почтовых открыток на прилавках магазинов, в сувенирных лавках и в отделениях почты, наличия такого явления как посткроссинг (postcrossing), который объединяет более 50-ти миллионов человек, молодежь всё больше прибегает к современным методам корреспонденции, используя для этого либо мобильную связь, либо интернет.

Привет_из

Старинная почтовая открытка в стиле «Привет из…»

Первые известные коллекционерам почтовые открытки с видами Москвы датируются 18 ноября 1895 годом – по надписи о разрешении к печати цензурой. Здесь представлена почтовая открытка, датированная 2 марта 1896 годом, хотя отправлена она была по почте, как можно убедиться, только в 1897 году. Эта открытка отпечатана в московской типографии Ф.Ф.Эбе и «дозволена цензурою». Выполнена она еще не в технике фотографии, а в технике литографии. На открытке изображен, прежде всего, Кремль, колокольня Ивана Великого, а также храм Христа Спасителя и памятник А.С.Пушкину – главные достопримечательности Москвы, по мнению издателя.

Старинная почтовая открытка 1896 года московской типографии «Ф.Ф.Эбе» с видами Москвы

До середины 1890-х годов бланки открытых писем выпускались исключительно российским  государством и поэтому не отличались разнообразием. Лишь в 1894 году, когда 19 октября министром внутренних дел И.Н.Дурново было издано распоряжение о разрешении выпуска бланков открытых писем частным издателям, появились предпосылки для активного производства иллюстрированных почтовых карточек, как это было уже ранее разрешено в ряде европейских государств.

Дурново1

И.Н.Дурново (1830-1903)

Этим же распоряжением оговаривались размеры, качество бумаги и то, что «бланки открытых писем, предназначенные для внутренней корреспонденции, должны иметь на лицевой стороне заглавие «Открытое письмо»».  Поэтому лицевая сторона отводилась для написания только адреса и размещения на ней почтовых отметок – марок и штемпелей.

Рига

Почтовая открытка 1896 года в стиле «Грюсс» с изображением города Риги издательства «К.Щульц»

После этого были выпущены первые российские иллюстрированные открытки сначала в Риге, а год спустя и в Москве, и в Петербурге. Первые почтовые открытки в России повторяли или копировали принципы композиции почтовых карточек европейских стран, а некоторые издатели даже заказывали их изготовление за рубежом и лишь, получив полуфабрикат, впечатывали на них русский текст. Но уже к началу ХХ века в России появляются открытки, выполненные на основе фотографии.

Каразин

Старинная почтовая открытка с акварелью Н.Каразина издательства «Общины св.Евгении»

В 1897 году в продажу поступил небольшой тираж открыток с акварелью Николая Каразина, а издателем-первопроходцем стал Петербургский попечительский комитет Красного креста – Община святой Евгении, под покровительством принцессы Е.М.Олденбургской, внучки императора Николая I. К Рождеству сестры предложили покупателям открытки тиражом в 100 тысяч экземпляров с картинами таких художников, как Илья Репин, Константин Маковский, Сергей Соломко, Евгении Бём и других.

бём

Старинная почтовая открытка с акварелью Е.Бём издательства «Общины Св.Евгении»

16 февраля 1904 года циркуляром начальника Главного управления почт и телеграфов П.Н.Дурново был снят запрет писать что-либо, кроме адреса, на лицевой стороне почтовой открытки. С этого времени изменилось оформление лицевой стороны. Теперь левая сторона предназначалась для письма, а правая – для адреса, марки и почтового штемпеля. После этого, когда оборотная сторона открытки стала занимать всю поверхность, она стала считаться многими лицевой, а адресная оказалась оборотной.

Дурново

П.Н.Дурново (1842-1915)

Итак, когда на лицевой стороне открытки стало можно печатать иллюстрацию на всей площади, возникло массовое производство сюжетных открыток с улучшенным качеством печати. Эти открытки стали использоваться не только по прямому назначению, но родилось новое увлечение – филокартия — коллекционирование видовых почтовых открыток. Начался поистине «золотой век» в истории русской иллюстрированной открытки.

Оборот1

Старинная почтовая открытка из-ва «А.И.Абрикосова Сыновей» в Москве

«Золотым веком» всех видов почтовых открыток от их возникновения как печатного издания и до массового распространения во всех странах мира можно назвать период конца XIX и начала XX века. С этого момента прошло уже 100 лет, но будем надеяться, что все-таки простая открытка не уйдет совсем из нашей жизни. И если раньше почтовую карточку изобрели и использовали для экономии времени, то в наш стремительный век полученная почтовая карточка означает, наоборот, большее внимание, нежели смс-ка. Ведь как приятно получить поздравление с праздником или привет от друзей из другого города или страны на старой доброй почтовой открытке!